К 2015 году в Москве появится кольцевая железная дорога
Уже через три года в столице откроется Московская кольцевая железная дорога (МКЖД). Для проезда и по ней, и в метро будет разработан единый билет. Об этом сообщил в среду руководитель столичного Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Максим Ликсутов.
Столичные власти уверены, что железнодорожное кольцо станет экологичным
решением, способным избавить город от транспортной перегрузки, а также удобным
и безопасным средством передвижения для горожан. Станции МКЖД будут объединены
со станциями столичного метрополитена, пригородными поездами, а также с
остановками автобусов, троллейбусов и такси. Эксперты прогнозируют, что
нововведением будут пользоваться около 250 млн. человек в год, что облегчит
нагрузку на столичную подземку как минимум на 10%.
Идея создания Московской окружной железной дороги возникла еще на рубеже ХIХ и
ХХ веков, в период промышленного подъема в России. Тогда в Москву стали
приходить со всех концов страны различные товары, а вот перевозки этих грузов в
черте столицы стали доставлять горожанам большие неудобства – на дорогах начали
образовываться заторы. В ноябре 1897 года Николаем II было принято решение
приступить к строительству железной дороги. Начались работы только в 1903 году.
Уже через пять лет Окружная железная дорога была готова к перевозкам.
В те времена по кольцу ходило всего две пары товарно-пассажирских поездов. Для
пассажирского движения было оборудовано девять станций: «Лихоборы», «Серебряный
Бор», «Военное Поле», «Канатчиково», «Кожухово», «Черкизово», «Белокаменная»,
«Владыкино» и «Воробьевы Горы». Тариф за проезд был по тем временам довольно
высоким (по 20 копеек за проезд одной станции), поэтому пассажирские поезда
часто ходили пустыми. Перевозки горожан стали нерентабельны, и вскоре было
объявлено, что «на Московской окружной железной дороге прекращено движение
пассажирских поездов ввиду полного отсутствия пассажиров». Так, железная дорога
была переквалифицирована исключительно под товарные нужды.
Возращение к истокам
В ближайшие несколько лет москвичи станут свидетелями прямо противоположного
процесса. В минувшую среду стало известно, что власти Москвы пришли к
окончательному решению – отдать бывшую Окружную, а теперь Кольцевую железную
дорогу обратно людям. Вместо грузовых товаров по рельсам снова поедут
пассажиры. Инициаторы реформы надеются, что на этот раз нововведение приживется
намного лучше, чем в царские времена. Правительство Москвы и руководство
Российских железных дорог (РЖД) еще в 2008 году подписали соглашение о
совместной реализации проекта по реконструкции Малого кольца Московской
железной дороги. Но обсуждение было приостановлено. Стороны вновь вернулись к
нему только в ноябре 2010-го.
Однако просто переименовать железнодорожные пути не получится. Более чем за сто
лет с момента создания железной дороги в технологическом смысле произошли
коренные изменения. Перед тем как перепрофилировать дорогу, необходимо решить
две проблемы. Первая задача – электрифицировать Малое кольцо МЖД: пускать в
центре столицы поезда на дизельной тяге нельзя, в первую очередь по
экологическим соображениям. Вторая – построить дополнительно третий путь. По
мнению столичных чиновников, двух существующих путей будет недостаточно, чтобы
перевезти всех желающих.
Руководитель столичного Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной
инфраструктуры Максим Ликсутов сообщил, что на строительство МКЖД в 2012–2015
годах будет выделено 55, 27 млрд. рублей. «50% суммы придет из бюджета Москвы и
50% – из средств ОАО «РЖД». Безусловно, федеральных, городских денег и средств
РЖД на весь проект не хватит. Мы предполагаем, что примерно 30% от необходимых
инвестиций на себя привлечет ОАО «МКЖД» как компания, учрежденная ОАО «РЖД» и
правительством Москвы», – отметил г-н Ликсутов.
Пути сообщения
Сейчас проект находится на начальном этапе: разрабатывается документация, идет
планировка близлежащих территорий. Уже летом должны начаться
строительно-монтажные работы по реконструкции железной дороги и строительству
четырех транспортно-пересадочных узлов (ТПУ) – на остановках «Сити»,
«Кутузовская», «Спортивная» и «Площадь Гагарина». «Ценность ТПУ – комфорт,
безопасность и оптимальные маршруты пересадки, – говорит «НИ» пресс-секретарь
ОАО «МКЖД» Илья Черняев. – ТПУ будут представлять собой платформы для посадки и
высадки пассажиров, кассы и автоматы по продаже билетов, залы ожидания. Их
оборудуют всем необходимым: медпунктами, комнатами матери и ребенка, а также
точками быстрого питания. Более того, будут учтены и потребности граждан с
ограниченными физическими возможностями: для них оборудуют эскалаторы и лифты».
Не забыли проектировщики и об автомобилистах. «Им предоставят парковки с
возможностью оставлять машины в пути следования для пересадки на общественный
транспорт. Даже скептически настроенные эксперты соглашаются, что водители
предпочтут передвигаться по городу общественным транспортом при условии
экономии времени, с комфортом и финансовой выгодой», – отметил г-н Черняев.
В 2015 году строительство МКЖД будет завершено, а ко Дню города, т.е. к началу
сентября 2015-го, движение будет открыто. Как говорится в тексте проекта,
«планируется создать 30 остановочных пунктов. 19 из них станут крупными
транспортно-пересадочными узлами, 12 – с пересадкой на метрополитен, шесть – на
радиальные направления, один – обеспечивать оба вида одновременно».
В частности, со станции «Гостиничная» можно будет пересесть на электричку,
идущую по Савеловскому направлению, с «Николаевской» – на Октябрьское
направление, с «Покровско-Стрешнево» – на Рижское, с «Новохохловской» – на
Курское, с «Рязанского проспекта» – на Горьковское, с «Александровки» – на
Казанское, с платформы «Северянин» – на Ярославское. Еще 13 станций будут иметь
пересадки на метро или будут располагаться в нескольких шагах от метро. Это
коснется станций «Ботанический сад», «Владыкино», «Войковская»,
«Международная», «Кутузовская», «Спортивная», «Площадь Гагарина»,
«Автозаводская», «Шоссе энтузиастов», «Партизанская», «Черкизово», «Улица
Подбельского» и еще не построенной станции «Окружная» на севере Люблинской
ветки. Остальные 11 платформ будут сообщаться с городским наземным транспортом.
Уменьшить популяцию «зайцев»
По оценкам специалистов, в первый год нововведением воспользуются 190 млн.
пассажиров. Планируется, что к 2016 году на городских электричках прокатятся
уже около 250 млн. человек. Каждый день в каждую из сторон будут ездить по 50
поездов. «Они будут следовать с интервалом не более пяти минут, однако
впоследствии предполагается сделать их еще более частыми, – говорит «НИ» г-н
Черняев. – По предварительным расчетам, центральная часть метрополитена будет
разгружена до 10%, уменьшится общее время перемещения пассажиров до 20 минут на
поездку».
Как считает заместитель начальника аналитического отдела независимого агентства
«Инвесткафе» Александра Лозовая, один из главных вопросов, который также
предстоит решить ОАО «РЖД», – это снижение числа так называемых «зайцев».
«Сейчас пригородные поезда являются убыточными из-за большого количества
безбилетников, по некоторым оценкам, их количество от общего числа пассажиров
составляет 30–50%, – отметила эксперт. – Поэтому станции МКЖД необходимо будет
оборудовать оптимальным способом контроля оплаты проезда».
Вагончик тронется
Генеральный директор ОАО «МКЖД» Михаил Хромов заявил, что правительство Москвы
уже озабочено выбором вагонов. «Готовых поездов для МКЖД нет, – пояснил г-н
Хромов. – О своем участии в конкурсе объявили иностранные компании Siemens,
Hyundai, Skoda, а также ЗАО «Трансмашхолдинг» и ОАО «Торжокский
вагоностроительный завод»». По своим характеристикам новые вагоны будут похожи и
на те, что ездят в подземке, и на пригородные электрички. «В час пик вагон
поезда будет вмещать в себя около 170 пассажиров, столько же людей умещается в
вагоне обычной электрички, – уточняет «НИ» Илья Черняев. – При одинаковом числе
пассажиров их размещение будет более свободным благодаря увеличенной ширине
вагона. Она будет на метр шире, чем в метро». Также, добавляет представитель
пресс-службы ОАО «МКЖД», в поезде можно будет перевезти с комфортом даже
велосипед. Для этого в каждом вагоне предусмотрено по четыре специальных
крепления на стенах.
«Режим работы МКЖД будет соответствовать метрополитену. Цена проезда тоже будет
одинаковая, – подчеркнул г-н Черняев. – То есть, купив билет на МКЖД, при
совершении пересадки на метро вам не придется платить второй раз». Добавим, что
городское правительство планирует в этом году связать все виды общественного
транспорта в Москве единым билетом на проезд.