Машинист метрополитена - секреты профессии
50 тысяч рублей - средняя зарплата машиниста Московского метрополитена. За 6-8, 5 часа работы в день он проезжает несколько раз по одному маршруту, развлекая себя песнями, разговорами с самим собой и картинками в зеркале заднего вида.
«Уважаемые пассажиры, поторапливаемся с посадкой-высадкой, не задерживаем отправление поезда» — подобную фразу по инструкции должен сказать машинист даже при 2-3-секундной задержке состава. Всегда помнить о том, что спереди и сзади едут другие составы и вы зависите друг от друга, — обязанность любого машиниста.
Каждый в этой профессии осознает, что ему доверили жизнь тысячи людей и он ответственен за них. Немногие выдерживают такие нагрузки до пенсионного возраста — как правило, сил и здоровья хватает максимум на 10–15 лет.
Как стать машинистом
Для успешного трудоустройства в метрополитене необходимо пройти комплексное обследование у психолога.
По результатам тестов соискатель допускается к медкомиссии. Медикам необходимо проверить слух, сердечную деятельность, зрение, наличие/отсутствие дальтонизма. Нужно также пройти ЭКГ, флюорографию, отоларинголога, терапевта, хирурга и сдать кровь. Только при положительных результатах медкомиссии будущего машиниста отправляют на 4-месячное обучение с выплатой стипендии.
После успешной сдачи экзаменов, где списать точно не получится, претендент может идти работать помощником машиниста. По словам машиниста московского метро Дмитрия Десяткина (фамилия изменена по просьбе самого машиниста), через месяц помощника могут отправить на «наезд» к опытному машинисту.
После 2–3 месяцев езды соискатель может сдавать на право управления составом и еще через 2–3 месяца проходит экзамен на самостоятельное управление поездом. То есть с момента поступления на учебу до самостоятельного вождения проходит около года.
Рабочая смена машиниста начинается с медосмотра. Каждый день - достаточно жесткий контроль основных показателей здоровья. По КЗОТу машинист должен работать 36 часов в неделю, то есть 6 часов в день. На деле смена доходит до 8, 5 часа постоянного шума, резких вспышек света и максимально сосредоточенного внимания.
«При острой нехватке людей иногда приходится работать по 11–12 дней без выходных. После 12 дней такой работы вам обязаны дать сдвоенный выходной… Да, и не забывайте, что праздники, выходные, дни рождения - все это рабочие дни. Метро работает без выходных», - рассказывает Дмитрий.
Главное - чувство юмора
Радует машинистов только одно: хорошо, когда все хорошо. Когда диспетчер не выдает дополнительных инструкций, а под поезд никто не бросается.
Всех суицидников в метро с рельс по должностной инструкции должен доставать сам машинист. А таких много, особенно по весне. Движение поездов нарушается, возникают подземные пробки.
«Молодой парень, 21 год, решил свести счеты с жизнью. Ну задолбала его проклятая. Выбор его почему-то пал на метро. Спустился наш герой на станцию, походил, посмотрел… Сообразил, что лучше все-таки прыгнуть в начале платформы. Скорость поезда большая, и вообще так надежнее. Встал за колонну, собрался с духом… Поезд… Короткий разбег - прыжок… Ну нет у человека опыта суицида!
В общем, наш герой, решив свести счеты с жизнью, слишком высоко подпрыгнул и в результате, выбив лобовое стекло со стороны помощника, влетел в кабину. Представляете ощущения машиниста? Въезжаешь на станцию, все нормально. Удар - фонтан осколков, и человек влетает через лобовое… Жив. Ушибы, переломы, сотрясение мозга», - пишет в своем «Живом журнале» один из машинистов московского метро.
Множество нестандартных ситуаций возникает и по связи «машинист - пассажир». Из-за того, что в кабине машиниста практически никакой шумоизоляции, слова собеседника из вагона практически в 100% случаев разобрать не получается. В итоге, даже если это безобидная шутка, у машиниста происходит резкий выброс адреналина, который выводит из равновесия.
Несмотря на ежедневные инциденты, машинисты не теряют чувства юмора и шутят друг над другом, а иногда и над пассажирами. Так, например, одна из известных шуток - про «слепого» машиниста. В кабину на одной из станций заходит «слепой» с тростью и в черных очках, а «нормальный» машинист выходит. По словам очевидцев, когда поезд трогается, в зеркале видно, что в кабине остается один человек - этот самый слепой.
Еще одна шутка - над учениками. По традиции первый свой электровоз - тот, на котором молодого машиниста обучают, - надо проводить, помахав ему на прощание рукой. Как пишет в своем дневнике племянница одного из «старожилов», машинистов московского метро, однажды два учителя, которые «обкатывали» новичка, внушили ему, что это совершенно обязательная вещь, проверенная годами. Сделаешь - тогда вся карьера пойдет как по маслу: никого не задавишь, в туннеле не застрянешь, проводка не загорится. В общем, не жизнь, а малина, знай только премии получай. Хмуро рассказали, что был случай, когда один мальчишка забыл электровозу махнуть - и все, в первую же неделю столкнулся с ремонтным поездом, и это еще цветочки.
«Откатал парень первый день, высадили его на станции. Он стоит, ждет, когда его первый в жизни электровоз тронется. Те двое закрывают двери и после обычного „Осторожно, двери закрываются“ объявляют по громкой связи в вагонах: „Уважаемые пассажиры, электропоезд, в котором вы едете, экспериментальный. Состав движется без машиниста. Убедительная просьба соблюдать спокойствие и порядок“. Поезд отправляется. А не слышавший этого объявления новоиспеченный машинист в новенькой форме стоит на платформе и с блаженной улыбкой машет поезду рукой. На следующей станции пассажиры из трех первых вагонов выскочили, как пробки из шампанского, причем все», - описывает ситуацию Юлия.
Забавные казусы в метро случаются не только с машинистами, но и даже с операторами стоек SOS.
«Бабушка спросила у стойки, куда ей удобнее выйти. Оператор объяснила. То ли бабушка не поняла, то ли оператор ошиблась, но в результате бабушка вышла не в ту сторону. Другой бы человек плюнул и забыл, но не таковы люди, воспитанные советским обществом. Бабушка не поленилась и написала жалобу. Оператора вызвали на ковер к руководству и наказали. Вывод: не обижайте бабушек!» - описывает обычную рабочую ситуацию в онлайн-дневнике один из машинистов московского метро.
Цифры
- 50 тыс. рублей — средняя зарплата машиниста московского метрополитена
- 8, 5 часа в день отрабатывает каждый машинист
- 9 тыс. человек перевозит один машинист московского метро ежесуточно
Источник: Московский метрополитен
10 фактов из жизни машиниста
1. В кабине машинисту разрешено курить.
2. Машинисты последних поездов ночуют в комнатах отдыха депо или в квартирах рядом со станциями.
3. Женщина не может претендовать на должность машиниста.
4. Машинист обязан одновременно соблюдать около 55 инструкций.
5. Машинист уходит на пенсию в 55 лет.
6. При сильном снегопаде на линиях с открытыми участками машинисты стоят в пробках.
7. Машинистам приходится обедать в кабине прямо на ходу.
8. По инструкции машинист может закрыть двери уже после «Осторожно, двери закрываются».
9. Неизбежный стресс для машиниста — резкие вспышки света при выезде из тоннеля на станцию.
10. По инструкции машинист должен являться на работу хорошо отдохнувшим и подготовленным к работе.