Московская Окружная железная дорога
Для того чтобы обеспечить связь между товарными станциями,
которые расположены на пересечении с радиальными линиями, была построена
Московская Окружная железная дорога. Ее строительство шло на протяжении
1903-1908 годов.
Сама идея строительства возникла в конце XIX – начале XX веков. В это время как
раз шел промышленный бум. Москва в это время превратилась в крупнейший
железнодорожный узел России. Но, к сожалению не все ветви были между собой
связаны. Для упрощения и удешевления перевозок решено было проложить кольцевую
железную дорогу с большой пропускной, которая соединила бы все направления
Московского узла. Первый проект появился еще в 1869 году. Его автором был купец
Сушкин. Позже были неоднократные обращения в Московскую Городскую Думу с
вариантами постройки паровой железной дороги вокруг Москвы. Были даже
предложения строить дорогу за свои деньги, а не за государственные.
И вот, наконец, 7 ноября 1897 года было признано желательным приступить к
строительству Московской Окружной железной дороги. Были выработаны условия
проектирования и указаны точки пересечения Окружной с существующими и
строящимися железными дорогами. Было рассмотрено 11 вариантов трассы этой
дороги. Длина дороги колебалась от 40-62 версты. Был выбран проект П.И.
Рашевского. Было спланировано устройство кольцевого водоснабжения и прокладка
электрокабеля по кругу. Работу по строительству постоянно пытались ускорить. В
связи с этим было создано особое совещание с огромными полномочиями. В состав
этого собрания вошли министры финансов, путей сообщения, военный, управляющий
МВД и Государственный Контролер.
Официально строительство дороги началось 3 августа 1903 года. Первоначально на
строительстве дороги работало около 1300 человек, затем постепенно это число
выросло вдвое. И в конце лета 1904 года был готов первый участок дороги в 7
верст. В августе 1907 года была закончена укладка вторых путей.
Ко времени окончания строительства Окружная представляла собой огромное
замкнутое кольцо протяженностью в 54 км двойного пути, охватывавшее территорию Москвы и ее
пригородов общей площадью около 85 кв. километров. Летом 2008 года Московская
Окружная дорога отметила свой юбилей – 100 лет.