О состоянии внутреннего водного транспорта в Москве
( ИЗ КОНЦЕПЦИИ ГОРОДСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ СОЗДАНИЯ СИСТЕМЫ
ИНТЕРМОДАЛЬНЫХ ПАССАЖИРСКИХ ПЕРЕВОЗОК В ГОРОДЕ МОСКВЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ
ВНУТРЕННЕГО ВОДНОГО ТРАНСПОРТА)
Внутренний водный транспорт является одним из старейших видов транспорта,
обслуживающих город Москву. Наиболее значительное развитие
внутренний водный транспорт города Москвы получил с окончанием строительства
канала имени Москвы, введенного в эксплуатацию в 1937 году. Создание Единой
глубоководной системы европейской части страны превратило Москву в "Порт
пяти морей" и связало ее водными путями с Севером, Уралом, югом России и
зарубежными странами, расположенными в бассейнах Балтийского, Северного,
Белого, Каспийского, Черного и Средиземного морей.
После реорганизации Московского речного пароходства, осуществлявшего все виды
транспортных функций на территории Московского бассейна, возник ряд
организаций, характеристики которых, с точки зрения возможности использования
для организации интермодальных пассажирских внутригородских и пригородных
перевозок водным транспортом, приведены ниже:
ОАО "Московское речное пароходство" (далее МРП) является основным
речным грузовым оператором для города Москвы. Основными грузами являются нерудные
минерально-строительные материалы, в меньшей степени, каменный уголь. На долю
ОАО МРП приходится наибольшее количество судов, зарегистрированных в Московском
бассейне - 307 ед. или 29, 9%. Среди них крупные пассажирские суда,
принадлежащие дочерним предприятиям МРП, или находящиеся в лизинге, которые
осуществляют туристические рейсы по водным путям Европейской части России.
ОАО Северный порт" принимает и
обрабатывает все виды судов, работающих на акватории Единой глубоководной
системы России, играет важную роль в обеспечении песком, щебнем, солью и
другими грузами предприятий города Москвы. Порт с железнодорожной сетью не
связан.
ОАО "Южный речной порт". К причалам порта могут подходить суда
грузоподъемностью до 2 тысяч тонн. Порт осуществляет переработку и хранение
песка, щебня, угля, зерна, соли и генеральных грузов.
Добывает и перевозит большое количество песка, выполняет кооперированные работы
с железнодорожным и автомобильным транспортом.
Имея разветвленную сеть внутрипортовых железнодорожных путей, вплотную
примыкающих к станции "Москва - Южный порт" Московской железной
дороги, Южный речной порт играет большую роль в обслуживании предприятий и
организаций города.
ГУП "Московский Западный порт" осуществляет переработку и хранение
нерудных минерально-строительных материалов, добычу и перевозку значительного
количества песка, обеспечивает грузами предприятия строительной индустрии. Порт
имеет подъездные и внутрипортовые железнодорожные пути, связывающие его со ст.
Фили Московской железной дороги, может принимать все типы судов, работающих на
акватории Единой глубоководной системы России, выполняет кооперированные работы
с железнодорожным и автомобильным транспортом.
ОАО "Пассажирский порт", изначально созданный, как предприятие для
осуществления внутригородских и пригородных пассажирских перевозок на акватории
реки Москвы и частично на акватории канала имени Москвы, в настоящее время
выполняет эти функции в минимальной степени водоизмещающими судами пр. 544
"Москвич" (пассажировместимостью 75 чел.), пр.Р51Э "Москва"
(пассажировместимостью 243 чел.) и одним судном на подводных крыльях пр. 340
"Ракета" (пассажировместимостью 64 чел.) В большей степени
предприятие сосредоточилось на организации туристических и экскурсионных
перевозок собственными и арендованными судами, выполнении комплекса
технологических операций по обслуживанию транзитного пассажирского флота. В
состав ОАО "Пассажирский порт" входят Московские Северный и Южный
речные вокзалы. Предприятие располагает ремонтной базой для технического
обслуживания и ремонта флота в Нагатинской Пойме с судоподъемным устройством.
ОАО "Московский судостроительный и судоремонтный завод" до начала
рыночных реформ являлся основным предприятием Московского бассейна по
строительству пассажирских судов, изготовлению и ремонту судовых машин и
механизмов, а также сменно-запасных частей для различных типов и видов флота.
Он был одной из крупных баз зимнего отстоя и ремонта судов пассажирского,
грузового и технического флота, эксплуатирующегося в Московском бассейне. В настоящее
время завод осуществляет строительство элитных частных яхт.
ОАО "Хлебниковский машиностроительный и судоремонтный завод"
находящийся в г. Долгопрудный Московской области изначально предназначался для
технического обслуживания и ремонта флота, эксплуатирующегося в Московском
бассейне, в том числе крупных пассажирских судов, грузовых теплоходов
грузоподъемностью до 2000 тонн, буксирных и несамоходных судов. В настоящее
время завод прекратил свое существование, как промышленное предприятие, и в
последние годы старается сосредоточиться на предоставлении услуг по отстою
маломерного флота. Внутригородскими и пригородными пассажирскими перевозками
ОАО "Хлебниковский машиностроительный и судоремонтный завод" не
занимается и необходимым для этого флотом не располагает.
Кроме указанных предприятий в Московском регионе зарегистрировано
440 судовладельцев. Существенное значение имеет флот ФГУП "Канал имени
Москвы", поддерживающий надлежащие судоходные условия на внутренних
водных путях Московского бассейна, (20, 8%) и флот Государственного учреждения
подводно-технических, аварийно-спасательных и судоподъемных работ на речном
транспорте "Подводречстрой", выполняющий специальные работы для
Москвы и других регионов России.
Из остальных собственников - 32 имеют более 4 ед. судов, 67 судовладельцев -
2-3-судна, 341 судовладелец имеет по 1 судну. Многие судовладельцы занимаются
оказанием услуг ресторанно - экскурсионного характера на воде.
Реформы 90-х годов двадцатого века привели к деградации и частичному развалу
системы водного транспорта Московского бассейна.
Минимизировались перевозки генеральных грузов и контейнерные перевозки.
Снизился объем перевозок минерально-строительных грузов.
Были очень сильно сокращены пассажирские перевозки скоростными судами на
подводных крыльях. Практически исчезли внутригородские и пригородные
пассажирские перевозки, включая переправы. Произошла замена пассажирских
перевозок водным транспортом предоставлением услуг туристического и ресторанно
- экскурсионного характера на воде.
Сохранение структуры московского внутригородского и пригородного
пассажирского водного транспорта на перспективу в том виде, в котором
она существует сегодня, не отвечает потребностям развития мегаполиса.
Она не может в необходимой степени обеспечить жителей и гостей города
транспортными услугами.