Белорусский вокзал
История создания Белорусского вокзала началась в конце 60-х
годов XIX века, когда на западе Москвы от Тверской заставы начали прокладывать
железную дорогу, ведущую к Смоленску, а затем к Бресту и после него на Варшаву.
Тогда эта дорогу называли Московско-Смоленской. 23 апреля 1868 г. было получено
разрешение от императора Александра II на начало работы по строительству
железной дороги от Смоленска до Москвы.
Выбранное направление новой железной дороги проходило через место конских
скачек. Просьбу коннозаводчиков отклонить линию дороги от ипподромов не смог
удовлетворить даже генерал-губернатор князь В.А. Долгоруков, про том, что он
сам возглавлял «Императорское Московское Скаковое» общество.
Изначально вокзал назывался Смоленским и был шестым по счету вокзалом,
построенным в Москве. Когда железная дорога была продлена до Бреста (1871 год)
Смоленский вокзал стал называться Брестским. В очередной раз его переименовали
уже в 1936 году, когда прошла очередная реорганизация железных дорог. С тех пор
вокзал стал называться Белорусским, и под этим именем вошел в историю как
вокзал, с которого уходили эшелоны на фронт Великой Отечественной войны.
Первое здание современного Белорусского вокзала было
построено в 1870 году, но когда количество пассажирских перевозок увеличилось,
то Брестский вокзал стал слишком маленьким. Вокзальные помещения не могли
вместить в себя пассажиров даже с одного поезда.
После многочисленных обращений к правлению дороги реконструкция началась только
в 1907 году. Проект нового Брестского вокзала был разработан архитектором И.
Струковым. Здание нового вокзала представляло собой два корпуса, объединенных
под тупым углом.
Угловая часть была предусмотрена для размещения царских покоев и называлась
"Царский угол". Полностью вокзал был готов к февралю 1912 года. Казна
потратила на реконструкцию почти миллион рублей, однако все посчитали, что
деньги были потрачены не зря. Всех восхитил архитектурный облик здания и
красивая отделка интерьеров.
Архитектурный ансамбль нового вокзала включал в себя элементы неоклассицизма и
ложной готики и ампира, что делало его очень выразительным. Также новый вокзал
был оборудован новейшим техническим оборудованием. Впервые в Москве были
поставлены аппараты, которые печатали железнодорожные билеты. Журналисты же
подчеркивали, что, все здание возведено из железа и бетона, потому будет безопасным
в пожарном отношении.
Когда только началась первая мировая война, то Брестский
вокзал (сейчас Белорусский) стал одни из первых вокзалов Москвы, который
подключился к военному режиму работы. С него отходили военные эшелоны на
западный фронт, на Брестский вокзал доставляли раненых, и поэтому прямо на
вокзале для них были созданы первые пункты питания.
В 1922 году Александровская и Московско-Балтийская дороги объединились в
Московско-Белорусско-Балтийскую, и соответственно произошло переименование
вокзала в Белорусско-Балтийский. И только в 1936 году, когда произошла
очередная реорганизация железных дорог, вокзал стал называться Белорусским.
В годы Великой Отечественной войны с этого вокзала уходили эшелоны на фронт, и
он хранит в себе слезы печальных воспоминаний и разбитых судеб тех времен. В
здании Белорусского вокзала проходили съемки таких легендарных фильмов, как
«Белорусский вокзал», «Летят журавли» и «Сибирский цирюльник».
Реконструкцией Белорусского вокзала занимается компания
«Аэроэкспресс». Реконструкция должна закончиться в этом (2010) году. Она
проводится организации железнодорожного сообщения с аэропортом «Шереметьево».
Проект реконструкции обойдется в 7, 7 миллионов долларов. В проект входит
строительство нового терминала общей площадью 600 кв. метров. Но
станет одним из центральных звеньев в железнодорожном сообщении между Москвой и
аэропортом «Шереметьево».
На обновленном вокзале в четвертом зале появится аэровокзал. Он будет
оборудован авиа- и железнодорожными кассами. Здесь пассажиры, улетающие из
"Шереметьево", смогут пройти регистрацию на внутренние авиарейсы,
оформить и сдать свой багаж для последующей его транспортировки в аэропорт.
Главная задача начатых работ – построить бессветофорную развязку. Особую
сложность работе строителей придает необходимость переложить большой объем
инженерных сетей.