Собор Василия Блаженного - обзор
Цифры и фактыВысота собора составляет 65 м. До надстройки в нач. XVII ст. колокольни Ивана Великого по своей высоте собор превосходил прочие строения Москвы. Центральный храм имеет высоту от пола до потолка 47, 5 м, общую площадь — 64 м кв. К 1917 г. в соборе было 11 престолов.
Внешний вид
Этот архитектурный памятник столицы нашей страны уникален и нов для своего времени, но он не безроден в истории русского зодчества. Среди его предшественников уместно назвать, церкви Коломенского — шатровую Вознесенскую и многостолпную Предтеченскую и так далее.
Собор, решенный как совокупность трех основных элементов (больших восьмигранных столпов, ориентированных по сторонам света, маленьких квадратных в плане церковок, расположенных между ними, и центральной башни с шатровым завершением), строился из сравнительно нового для середины XVI ст. материала — кирпича. До этого храмы возводились главным образом из белого камня и плинфы, то есть тонкого кирпича. В случае с Покровским собором из белого камня выполнены лишь цоколь и некоторые декоративные элементы. Более того, стремясь подчеркнуть то, что здание кирпичное, строители еще вдобавок и раскрасили его под кирпич. Эта раскраска была восстановлена в ходе реставрационных работ 1954-1955 гг. Тогда же открылось, что стены храма пронизаны внутри деревянными конструкциями, выполнявшими функцию своего рода пространственного чертежа. Установленные до начала кирпичной кладки, они определяли контуры будущего строения и местонахождение всех его элементов.
При соборе с самого начала существовала звонница, однако она была не такой, как теперь. Тогдашняя звонница собора имела совершенно иной вид, нежели нынешняя колокольня, и напоминала, скорее, до сих пор сохранившиеся звонницы новгородских и псковских храмов.
Главы
О первоначальной форме и покрытии глав собора исследователи спорят до сих пор. Надо полагать, что при постройке они были шлемовидными, а луковичную форму приобрели в конце XVI ст. Что касается покрытия, то еще в XVII ст. оно не отличалось многоцветьем. Судя по воспоминаниям иноземцев, видевших собор в это время, его главы были покрыты светлыми блестящими листами. Полихромную раскраску главы приобрели в конце XVII ст., а с конца XVIII ст. они имеют те же цвета, что теперь. Интересно, что до 1780 гг. собор украшали дополнительные декоративные главки — у основания центрального Покровского шатра и у основания подкупольного барабана западного придела.
Декор
Одна из особенностей собора — его богатый наружный декор, ведущий свою родословную от храмов рубежа XV-XVI ст., которые строились итальянскими мастерами. Кокошники, машикули, карнизы самой разнообразной формы веселят глаз и делают собор похожим на резную игрушку.
Лестницы
Изначально лестницы собора были открытыми. В 1680 гг. над ними появились кровля на ползучих арках и шатровые рундуки над площадками. Тогда же деревянные навесы над гульбищем, то и дело горевшие в московских пожарах, заменили сводчатыми кирпичными галереями на столбах.
Травчатый орнамент
При постройке собор был окрашен под кирпич. Однако в ходе ремонтных работ, проводившихся в конце XVII ст., внешнюю и внутреннюю галерею, а также площадки и парапеты крылец расписали травчатым орнаментом. В XX ст. росписи были реставрированы.
Интерьер
Если снаружи собор производит монументальное впечатление, то, входя в него, посетитель попадает в лабиринт, по временам раскрывающийся вертикальными пространствами церквей-столпов.
Центральный и самый большой храм имеет высоту от пола до купола 46 м. Общая площадь его — 64 м кв. Внутри он, как и другие храмы-столпы собора, был изначально декорирован очень сдержанно. В восьмерике и покоящемся на нем шатре сохранилась орнаментальная роспись XVI ст., выполненная черной и красной красками по светлому фону. Во время реставрации под шатром раскрыты фрагменты надписи о завершении строительства в 1561 ст.
При ремонте, произведенном во второй половине XVII ст. собор «расцвел» изнутри пышным растительным орнаментом, украсившим переходы и галереи. В XVIII—XIX ст. на стенах собора появилась масляная живопись.
В приделах Киприана и Иустинии, Трех Патриархов и Николы Великорецкого сохранились иконостасы, выполенные специально для них в XVIII и XIX ст. В Покровскую церковь был перенесен иконостас из кремлевского храма Черниговских чудотворцев. В других храмах иконостасы сборные, составленные преимущественно из икон старого письма.