Москва, Россия, 15 декабря 2017 года

Интересные факты истории московского Метрополитена

Интересные факты истории московского Метрополитена

Одна из проблем крупного города – это транспортная. Население Москвы вместе с гостями столицы насчитывает более 11 миллионов человек, поэтому роль метрополитена, как основного вида общественного транспорта, способного разрешить проблему быстрых и массовых перевозок пассажиров, постоянно возрастает.

Большая буква, красного цвета «М», хорошо заметная и днем и вечером, стала символом самого быстрого, самого удобного вида городского транспорта. Границы нынешней Москвы достигают в диаметре до 50 километров.

Метрополитен Москвы имеет радиальную схему и длина его путей около 280 километров, соединяющих центр города со всеми железнодорожными и автобусными вокзалами с окраинами города, что возле Московской Кольцевой Авто Дороги (МКАД), являющейся чертой города с 1961 года по периметру около 130 километров.

Кольцо метрополитена, длиной около 20 километров залегает на глубине 70 метров от поверхности. Строительство этого кольца проходило с 1945 по 1951 годы. Станции этого кольца, выполненные из дорогостоящих пород мрамора и гранита и на высокохудожественном уровне, являют собой настоящими дворцами.

В начале XX века ряд городов-столиц Европы: Лондон, Прага, Будапешт уже имели метро. Купечество и дворянство г. Москвы в 1903 году принимают решение о сооружении своего метро.К сожалению, это откладывалось из-за начала русско-японской войны, а затем в 1914-1918 годах.

Схема «подземки» Лондона выполнена из горизонтальных и вертикальных линий, и это позволяет пассажиру сделать всего одну пересадку. При сооружении монастырей в Москве применялись подземные переходы, соединяющие их между собой даже ниже глубины Москвы-реки. Это имело и оборонительное значение.

Такие подземные переходы имели место в Питере, например, в Царском селе. В советский период, отличный от всех нормальных, большевики эти переходы частично забетонировали, а затем туда спустили воду. «Подземка» имеет свойство летом содержать прохладу, а зимой – тепло.

Метрополитен Москвы – самый крупный по протяженности и объему пассажирских перевозок за сутки, в среднем – более 7млн. человек.
Вторым за ним следует Санкт-Петербургский метрополитен, среднесуточная перевозка составляет 2 млн. пассажиров.

О значении, роли и важности «подземки» - как бомбо – и газоубежища для населения показала Великая Отечественная война. Спустя несколько лет «подземки» появляются в городах: С.-Петербурге; Киеве; Минске; Харькове; Тбилиси; Баку, и других.

Сооружение «подземки» в городе Москве в 30-е годы XX века было связано с грандиозными по объемам земляными работами. Возле Старо – Свято – Данилова монастыря мы видим огромные массы грунта плотных слоев грунта, которые достигли Вершин монастырских стен и которые засыпали речушку Даниловку и озеро, на котором плавали белые и черные лебеди. Ныне на этом месте построена гостиница «Даниловская» Московского Патриархата.

Для наглядности монастырская стена с южной стороны от ее основания до зубцов была освобождена от грунта. Данилов монастырь сооружен в 1282 году 4-ым сыном Свтл. Блг. Князя Александра Невского – князем Даниловым. Это самый первый монастырь в Москве. Он же один из первых оборонительных крепостей на южных границах.

С 1930 года некрополь мужского монастыря с захоронениями и памятниками выдающихся сынов Отечества был уничтожен большевиками. Среди них – Н.В.Гоголь с негасимым светильником, см. Третьяков, Н.М.Языков, А.С.Хомяков, основатель московской консерватории, и многие – многие другие.

Следует заметить и то, что после ликвидации останков и надгробий, поверхность некрополя заливают бетоном, толщиной в полметра. Узниками являлись дети политрепрессированных. Даже фундаменты стен, толщиной до 6 метров использовались для сооружения карцеров. Ослабление фундаментов приводило к разрушению стен.

Была уничтожена и колокольня над Святыми воротами, а 35 колоколов, самый крупный, весом 729 пудов, были проданы за мизерную цену (цену металлолома!) в Гарвард, для сооружения в Университете звонницы. Эти колокола до сих пор грустят по Родине и надеются на возврат в монастырь. Монахи Данилова монастыря возвели колокольню, и имеется несколько колоколов из других обителей.

В 1986 году Московская Патриархия пытается приобрести колокола, но они уже являются частной собственностью и стоимость их обозначена в 2 млн. долларов.Даже попытка Президента США Р.Рейгана в 1988 году во время визита на Троицын и Духов день (28 и 29 мая 1988г.) помочь, оказалась безуспешной (без 2 млн. долларов!). Кстати Р.Рейган не был гостем Русской Православной церкви, а лишь гость Горбачева М.С.

Названия станций носят явно пропагандистский коммунистический характер, и, не смотря на многие вскрывшиеся исторические факты и многочисленные народные протесты, в большинстве своем до сих пор не переименованы. Например, Сталинская, Калининская, Дзержинская, Кировская, Кропоткинская, Свердлова, Маркса, Щербаковская, Марксистская, Ленинский проспект, Библиотека имени В.И.Ленина, Улица 1905 года, Комсомольская, Красногвардейская, площадь Революции, Дворец Советов, Маяковская, и т.п. Кстати, именем одного из убийц Царской семьи – Войкова (станция Войковская), тоже до сих пор названа одна из станций метро г. Москвы.

На станции «Площадь революции» 64 скульптуры изображают коленопреклоненных красногвардейцев, матросов, партизан, и т.д. Скульптуры сделаны из металла переплавленных церковных колоколов. На станции «Кропоткинская» (бывшая «Дворец Советов»), стены и колонны, которой облицованы белым мрамором, и на станции «Новокузнецкая» беломраморные сидения и 6 вертикальных 4-х метровых светильника выполнены из мрамора, намоленного в храме Христа Спасителя. Храм был разграблен, а мрамор их храма пущен на постройку Метрополитена.

Интересный факт, что по всем стенам станции «Новокузнецкая» просачивается вода, на потолках от постоянно текущей воды образовались желоба. Как говорят в народе, это «слезы Параскевы Пятницы». Храм Параскевы Пятницы стоял в этом месте на поверхности. В годы большевистского разгрома церквей он был взорван. Рядом улица носит название «Пятницкая». Если вам случится переходить со станции метро «Комсомольская» - радиальная на кольцевую линию, то вы обратите внимание, что потолок – мозаика в Барочном лепном обрамлении напоминает купол церкви с парящими в высоте ангелами…

Оказывается, строивший станцию архитектор Алексей Викторович Щусев, задумал эти плафоны по аналогии с виденным им в Ростовском (г. Ростов-Великий) Кремле декором трапезной Божьей матери Одигитрии, а для выполнения мозаик был приглашен к тому времени (1951г.) уже крупный художник Павел Дмитриевич Корин, создавший известный исторический цикл «Русь уходящая» (площадью в 50 кв.м).

Корин родился в семье потомственного иконописца в Палехе (род которых насчитывал около 300 лет!) и за образованием поехал в Москву, где учился сначала в мастерской Иконописной палаты Донского монастыря на Остоженке, потом в Училище живописи, ваяния и зодчества. Тогда он делал много копий: с икон, с картин мастеров итальянского Возрождения, которых очень любил, с полотна Александра Иванова «Явление Христа народу». Сейчас все эти этюды и картины, созданные в то время, находятся в музее – квартире П.Д.Корина (куда вернулись пользовавшиеся бешеной популярностью выставки), тогда располагались на одном из арбатских чердаков.

На эти чердаки, традиционно служившие мастерскими московским художникам, чтобы посмотреть работы братьев Кориных, однажды забрался Горький. Увидев его произведения он воскликнул: «Как здорово! У вас настоящее, кондовое искусство». Только слово «реквием», вынесенное Кориным в название своей будущей картины, показалось ему чересчур уж иностранным, непонятным, и он предложил назвать ее иначе. Сам же и придумал название – «Русь уходящая».

Горький добился, чтобы Кориным передали домик на малой Пироговой улице, в котором раньше размещались конюшня и прачечная при гостинице. А потом пригласил их в Италию, поучиться мастерству у итальянских мастеров, об этом они могли только мечтать. Восемь месяцев братья осматривали музеи, соборы и другие достопримечательности Рима, Милана, Венеции. Добрались даже до Парижа. Павел Корин тщательно записывал и зарисовывал все, что видел: оттенки тонов на тунике Микеланджело, фигуру летящего ангела Рафаэля, итальянский пейзаж, мозаику в сицилийском соборе.

«Боже, какое величие духа, какая красота», - думал он, мечтая подняться до уровня великих художников прошлого. «Все это мне пригодится».
Современное искусство, например, в 1932 году открылась выставка Пикассо в Париже, Корин назвал: «Это не живопись и не искусство, а труп смердящий искусств. И вообще это какое-то извращение».

Корин тоже смог помочь своей любимой Москве, когда после войны он получил заказ на метро. Правда, темы над которыми ему было предложено работать, не выходили за рамки исторических эпопей, побед русского оружия. Но Корину это почти не мешало, за исключением тех случаев, когда его откровенно корректировали. Так, например, на станции «Новослободская» в композиции «Мир мир», а точнее, в изображении женщины, держащей на руках ребенка, усмотрели опасное сходство с Сикстинской Мадонной. Решено было немного переделать панно, и ребенка «усадили» на плечи матери…

Многое из того, что Корину пришлось сделать для метро, было подсказано ему Европой. Витражи тоже для «Новослободской» были совершенно новой областью творчества для художника. И, готовясь к работе, он не раз припоминал очаровательную часовню Сент-Шапель в Шартрском соборе в Париже: «Какие там дивные цветные окна. Впечатление такое, что вся часовня из цветных стекол, которые горят, как раскаленные угли». Мозаики на станции «Комсомольская» - кольцевая (самая длинная в мире, длиной 175 метров!) были выполнены цветной смальтой с добавлением естественных камней на золотом фоне, придавшем композиции особенное таинственное свечение.

Подобное сочетание камней со смальтой Корин видел в позднехристианских мозаиках на Сицилии. На станции «Павелецкая» - кольцевая в торце вестибюля размещено мозаичное панно П.Корина, но, к сожалению, без подсветки с определенной точки и мощности. И теряется эффект произведения. Примером может служить мозаика на алтарной части храма Софии в Константинополе. Наружная часть мозаики покрыта составом из: золота, серебра и перемолотых бриллиантов. Отсюда и эффект – образочки как живые.

На станции «Павелецкая» - кольцевая в торце вестибюля размещено мозаичное панно П. Корина, но, к сожалению, без подсветки с определенной точки и мощности. И теряется эффект произведения. Примером может служить мозаика на алтарной части храма Софии в Константинополе. Наружная часть мозаики покрыта составом из: золота, серебра и перемолотых бриллиантов. Отсюда и эффект – образочки как живые. Несмотря на свой преклонный возраст, мастер сам руководил всеми работами. Мозаики (площадью 6 на 8 метров) набирались в горизонтальном положении, и он сам забирался на высокие лестницы, чтобы увидеть, как это смотрится сверху.

В момент открытия станции присутствовал верный ленинец – Н.С. Хрущев, который напомнил руководству метрополитена, что нужно соблюдать режим экономии электрической энергии. Иными словами, не следует расходовать энергию на освещение мозаики.

В общем, очень много интереснейших фактов и тайн российской истории хранят так знакомые нам с детства станции московского Метро, которые сегодня в наших с Вами силах познать и поведать миру.

Алексей Гладков

Notice: Undefined variable: spage in /home/morfo/data/www/moscow-russia.ru/discuss.php on line 56 Оставьте ваше сообщение:
Ваше имя:
Ваш e-mail:

Бронирование гостиниц в Москве2009-2017 год © moscow-russia.ru