История Московской Ж/Д
Московская железная дорога — сердце железнодорожной сети страны, важнейшая транспортная артерия России, которая уже более 150 лет служит на благо Отечества. Новый отсчет времени начался с 1959 года, когда несколько дорог были объединены в одну крупную магистраль, которая стала носить название Московская.
МЖД — крупнейшее транспортное предприятие страны, ориентированное на самый высокий уровень обслуживания владельцев грузов и населения. Дорога славится многими делами и традициями, коллектив столичной магистрали пользуется высокой репутацией коллектива-новатора, инициатора многих передовых начинаний на транспорте и в стране.
Из истории МЖД
Указ об учреждении Главного общес тва российских железных дорог для постройки и эксплуатации первой сети русских железных дорог длиной 4 тыс.верст был издан 26 января 1857 г.
Во второй половине 19 века в центральном регионе России началось массовое развитие и строительство железных дорог. Первой из них была Московско-Нижегородская же лезная дорога, которая связывала с Москвой и Санкт-Петербургом крупнейший эконо мический центр Нижний Новгород, где ежегодно проводилась Нижегородская ярмарка, и главную водную магистраль страны Волгу.
Сооружение Московско-Нижегородс кой железной дороги началось весной 1858 г. на участке Москва – Владимир. Движение поездов по участку от Москвы до Владимира было открыто 14 июня 1861 г. Первый поезд из Нижнего в Москву торжественно отправили 1 августа 1862 г.
Московско-Рязанская железная дорога. 1 сентября 1893 г. была пущена Озерская ветка и открылось движение по первому-участку от Рязани до Сасово.
Московско-Ярославская желез ная дорога. Первоначально линия от Москвы до Сергиева Посада протяжени ем 66 верст.
Московско-Курская железная дорога. Сооружение дороги до Орла нача лось летом 1864 г. и от Курска — в мае 1866 г. 17 сентября 1868 г. открылось движение по всей дороге от Москвы до Курска.
Московско-Брестская железная дорога. Московско-Смоленская дорога дли ной была построена в 1869-1870 гг. и открыта для движения 20 сентября 1870 г. В 1870-1871 гг. Была построена линия Смоленск — Брест протя жением и 16 ноября 1871 года открыто по ней движение поездов. Обе линии слились в одну, и дорога получила наименование Московско-Брест ской железной дороги.
Линия Москва – Брянск Москов ско-Киево-Воронежской желез ной дороги. Эта линия должна была связать центр страны с юго-западными ее районами. Она имела важное экономи ческое и большое стратегическое значе ние. Линия Москва – Брянск была предъявле на к сдаче в эксплуатацию в июне 1899 г.
Линия Павелец – Москва. 19 января 1900 г. по участку открылась постоянная эксплуатация. Последний участок от 224-й версты до станции Москва включительно, а также второй путь Бирюлево-Кашира закончили к осени 1900 г. и сдали в эксплуатацию участок Бирюлево – Москва.
Московско-Савеловская линия. С января 1901 г. началось регулярное движение на линии Бескудни ково – Савелово, а с 1902 г. по всей дороге.
Главный железнодорожный узел. В 70-х годах XIX века Москва превратилась в главный железнодорож ный узел России. К этому времени она имела прямую железнодорожную связь с портами Балтийского моря (Москва – Пе тербург, Москва – Смоленск – Двинск – Рига), по трем дорогам с Волгой (Москва – Тверь, Москва – Ярославль, Москва – Нижний Нов город), по одной с портами Азовского моря (Москва – Курск – Харьков – Таганрог – Ростов), по нескольким дорогам с чернозем ными губерниями.
Московский железнодорожный узел стал ведущим в стране. Развитие железнодорожной сети в России активно продолжа лось в конце XIX века, в том числе и в Центральном регионе. В это время началось строительство Московско-Виндавской линии и чуть позднее — Московской Окружной железной дороги.
Московско-Виндавская железнодорожная линия да вала прямой путь из центра России к незамерзающему порту на Бал тийском побережье Виндава (Вентспилс). Она прокладывалась через важнейшие пункты прежнего Нов город-Киевского волокового пути: Волоколамск, Ржев, Великие Луки, Режицу. К строительству Московско-Виндавской дороги приступили весной 1898 г. Она вводилась в эксплуатацию по участкам: Москва – Ржев – Крейцбург и Тукум-Виндава.
Московская Окружная желез ная дорога. С развитием железнодо рожной сети вокруг Москвы все острее становилась проблема передачи грузов с одной примыкающей дороги на другие, удобной связи между товарными станци ями узла. Раньше каждая из дорог заботилась об устройстве соединительных путей лишь с той, которая представлялась ей необходимой для собственных потреб ностей. С учетом важности Окружной линии не только для Москвы, но и для сети дорог, и стремясь ускорить ее строительство, московский генерал-губернатор Великий Князь Сергей Александрович решил взять это дело в свои руки и 31 декабря 1899 г. образовал «Особое Совещание» с широчайшими полномочиями.
Счет верст по главному кольцу Окружной начинался от точки пересечения ее с Николаевской дорогой по направлению движения часовой стрелки.
1919 год вошел в историю страны и рождением такой специфической фор мы труда как коммунистические суббот ники. Инициаторами и организаторами их стали коммунисты депо Москва-Сортировочная Московско-Казанской до роги. В субботу 12 апреля 13 коммунис тов и 2 сочувствующих, безвозмездно работая с 8 ч вечера до 6 ч утра, отремонтировали 3 паровоза. Потом субботники стали многолюднее.
Постановлением Правительства в 1959 г. на основе объединения Московско-Курско-Донбасскай, Московс ко-Окружной, Московско-Рязанской до рог и московских отделений Северной, Калининской, Московско-Киевской и Западной дорог была создана единая Московская магистраль. Одновременно с этим в состав Калининской железной дороги (без отошедшего к Московской отделения) были переданы остальные участки Западной и Московско-Киевской дорог. Однако Калининская дорога в таком виде просуществовала всего около двух лет.
21 августа 1959 г. подписан Приказ МПС СССР о переименовании Московско-Курско-Донбасской железной дороги в Московскую железную дорогу.
Укрупнение очень скоро пока зало свои неоспоримые преимущества и постановлением Совета Министров СССР от 6 мая 1961 г. и Калининская дорога, За исключением Великолукского и Ржев ского отделений, была включена в Мос ковскую железную дорогу.
Московская объединенная, которую возглавил крупный организатор железно дорожного транспорта Леонид Анатоль евич Карпов, стала одной из крупнейших в стране стальных магистралей. В ее состав входило 15 отделений: Московско-Курское, Московско-Рязанское, Московс ко-Смоленское, Московско-Рижское, Московско-Ярославское, Рязанское, Туль ское, Орловское, Курское, Каширское, Новомосковское, Калужское, Брянское, Смоленское и Московско-Окружное.
На дороге был сформирован ком плекс из 22 крупнейших сетевых сорти ровочных станций, в том числе Орехово-Зуево, Бекасово-Сортировочное, Лоси ноостровская, Перово, Люблино-Сорти ровочное, Рыбное, Брянск-Льговский и др. Огромные производственные мощ ности, сосредоточенные на дороге, позволили применить здесь наиболее эффективную систему управления пе ревозками. Многие технические новшес тва получили путевку в жизнь на столичной магистрали. С укрупнением она, по существу, пережила свое вто рое рождение.
Московскую дорогу по праву называ ют магистралью новаторов. Здесь роди лись многие передовые методы, примене ние которых на сети дорог страны помогало наращивать объемы перевозок, снижать их себестоимость, лучше исполь зовать технику. Передовые методы труда коллектива Московской дороги были взяты на воору жение на многих других магистралях.