Москва, Россия, 27 июля 2024 года

История образования Москвы

История образования Москвы

В феодальной Москве письменность и образование были привилегиями
духовенства и знати. В московских и подмосковных монастырях, княжеских и
боярских домах велась переписка и перевод книг, подготовка книжных писцов
из монахов и светских доброхотов. Мальчиков обучали книжным хитростям в
монастырских и церковных школах и на основании договора у частных мастеров
грамоты.
 Деловые бумаги того времени – завещательные письма, межкняжеские договоры
и др., а также летописи и летописные своды конца 14 нач. 15вв.
свидетельствуют о распространении не только церковной грамотности. В Москве
читали, кроме церковных книг, светские прозаические и поэтические
произведения – «Слово о полку Игореве», «Задонщину», «Слово о Мамаевом
побоище», и др.
 
 
С конца 15 в, когда Москва превращается в столицу русского
централизованного гос-ва. Для приказов , новых административных учреждений
требовались образованные дьяки, подъячие, переводчики, писцы. Грамотность и
образование все глубже проникает в среду дворянства и состоятельных слоев
купеческого и ремесленного населения. Большое влияние на развитие культуры
и просвещения оказало возникновение в сер. 16 века книгопечатания в Москве
.
 Москва с древнейших времен являлась центром русского книжного дела.
Старейшая известная московская рукописная книга – Сийское евангелие 1339г.
В 14 –16вв. в Москве работали рукописные мастерские, тесно связанные со
школами рус. живописцев Феофана Грека, Андрея Рублева и др. В сер. 16в.
около 1553г. в Москве в Китай-городе основан печатный двор – первая
московская государственная типография. Первые книги изданные здесь не имели
выходных данных, поэтому типографию называют еще и « анонимная типография».
1 марта 1564г. И.Федоров и Петр Мстиславец в гос. Моск. Типографии Печатный
двор выпускают первую точно датированную и имеющую выходные данные
печатную книгу «Апостол» - образец высокого типографского искусства. До
конца 17в. здесь было напечатано свыше 500 книг, среди которых были
светские книги , в том числе – учебники.
 
В 17в. рукописные учебные пособия ( псалтыри, часословы, азбуковники) все
более вытесняются печатными. Для печатных букварей , в которых кроме азбуки
давались первоначальные сведения по грамматике, арифметике, тексты для
чтения, образцом служила первая славяно-русская азбука И.Федорова,
напечатанная им во Львове в 1574г. В 17в. популярны были такие учебники,
как Букварь Бурцова-Протопопова, «Букварь языка славенска…» Симеона
Полоцкого, Букварь Поликарпова для школ со славянской, греческой и
латинской азбукой, «Грамматика» Смотрицкого –по ней учился Ломоносов и др.
Правила поведения детей в школе, в церкви, за столом, во время игр, при
встрече со взрослыми и т.д. нашло свое отражение в рукописном пособии
Славинецкого «Гражданство обычаев детских».
 
С 16 в. наблюдается рост числа школ грамоты при монастырях, церквах и
частных школ. Открываются школы повышенного образования – грамматические,
греко-латинские и др. В них изучаются славянская грамматика, литература,
риторика, греческий и латинский языки и др. В 1648г. боярин Ртищев
открывает школу «словесных наук» (греко-латинскую) при Андреевском
монастыре, в 1653г. под руководством Епифания Славинецкого начинает работу
школа при Чудовом Монастыре, в 1665г. – «школа для грамматического учения»
Симеона Полоцкого при Спасском мон. за иконописным рядом (Заиконоспасская),
в 1668г.греко-латинская в Китай-городе при церкви Иоанна Богослова, в
1680г. – правительственная при печатном дворе и др.
В 1687г. в Москве на основе школы при Богоявленском монастыре открывается
первое высшее общеобразовательное учебное заведение – Эллино-греческая
академия, образование в которой имело преимущественно гуманитарный
характер.Она располагалась в Заиконоспасском монастыре. Ее руководителями и
преподавателями до 1694г. были братья Иоаникий и Софроний Лихуды, затем –
Головин и Поликарпов. В 17 в. в академии преподавались греческий
(основной), латинский и старославянский языки, богословие, «семь свободных
искусств» - грамматика, риторика, диалектика, арифметика, геометрия,
астрономия и музыка. Позднее прибавились – нем. и франц. Языки, медицина,
физика, философия, ведущее место занял латинский язык. В академии учились
дети знати, приказных людей и духовенства, купечества, посадских людей.
Для обучения наукам и иностранным языкам детей царской фамилии, придворных
и знатных дворян приглашались на дом видные ученые и преподаватели.
Многие образованные москвичи того времени хорошо владели литературным
слогом, иностранными языками, риторикой. Хозяйственная необходимость и
требования повседневной жизни вызвало появление «Домостроя» 16в. – свод
правил поведения горожанина, в ряде букварей того времени приводятся
образцы деловых бумаг – челобитные, заемные, частные письма, а также
светские притчи, изречения, поговорки. Книги продаются на торжище, где с
16в. имеется особый книжный ряд.
 
 
Мощный рывок в развитии школы и просвещения происходит в 18в. и во многом
связан с именем Петра I. Расширяется практика посылки молодежи, гл. обр. из
дворянских семей, для усовершенствования в науках за границу, но в тоже
время основное внимание уделяется созданию своих высших и средних уч.
заведений.
 
После переноса столицы в Петербург Москва сохранила значение крупного
политического, экономического и культурного центра. Эллино-греческая
академия в 1701г. реформирована в Славяно-греко-латинскую академию, в ней
усилена подготовка образованных лиц для церковной и государственной
деятельности. Главное внимание в академии уделялось изучению латыни –
международного языка науки и дипломатии.
 
В нач. 18в. в Москве открывается ряд новых специальных учебных заведений –
Школа математических и навигацких наук, готовившая специалистов для военно-
морского флота, судостроителей, геодезистов и др. Пушкарская
(артиллерийская) школа, Госпитальная школа, Инженерная школа. Для изучения
латинских и новых зап.-европейских языков – Разноязычная школа.
 
 Для детей дворян в 30-е годы 18в. была открыта Юнкерская школа.
Создавались частные дворянские пансионы для мальчиков и девочек. Для других
социальных групп некрепостного населения также открывались новые учебные
заведения.
 
 Главным событием века в области просвещения стало создание в 1755г.
Московского Университета, в который по инициативе Ломоносова принимали
кроме дворян и детей разночинцев.
 
 
Университет основан по замыслу и плану Ломоносова указом императрицы
Елизаветы Петровны 12 янв. 1755г. и был открыт 26 апр. 1755г. Первоначально
 Университет имел факультеты: юридический, медицинский, философский. При
Университете действовала гимназия, Благородный пансион и Учительская
семинария. Первоначально Университет размещался в здании на Красной площади
на месте Исторического музея. В 1786-93 г. на углу Б, Никитской и Моховой
для него построено специальное здание (арх. Казаков), после пожара 1812г.
перестроенное арх. Жилярди.
В 1833-36 г. на противоположной стороне создано на основе строений усальбы
18 в. т.н. новое здание Университета ( арх. Тюрин).
 
С открытием Университета Славяно-греко-латинская академия потеряла былое
значение центра высшего общего образования и превратилась в высшее духовно-
сословное уч. Заведение (в настоящее время – Московская духовная академия в
Троице-Сергиевой лавре).
 
В 1764г открывается Воспитательный дом – приют для незаконнорожденных и
детей бедняков. Воспитанники находились там до 18 летнего возраста и
получали начальное реже среднее образование.»Классические классы» для
мальчиков готовили к поступлению на мед.фак. Московского университета,
Повивальный ин-т и «французские классы» для девочек готовили акушерок и
гувернанток. В 1773г. в интересах купечества при Воспитательном доме
открывается Коммерческое уч-ще, классы театрального танцевания, положившие
начало созданию Хореографического уч-ща.
В 1786г. для детей купцов, мелких служащих и ремесленников открываются 5-
годичное Главное народное училище и 6 малых нар уч-щ с 2-х годичным сроком
обучения. В 1-ой пол. 19в. на постановку образования все больше влияют
развивающиеся кап. отношения, при некоторых фабриках Открыты 2-х годичные
нач. уч-ща, основано Техническое уч-ще (ныне МВТУ им Баумана), Практическая
коммерческая академия, открыта Земледельческая школа для подготовки
приказчиков и управляющих помещичьими имениями, открыт Кадетский корпус,
для детей промышленников и купцов открыто Мещанское уч-ще – повышенная
начальная школа.
 
К 1839г. в Москве насчитывалось 25 Частных пансионов, где воспитывались
дети дворян, крупных промышленников и купцов. Для девочек действовали
закрытые привилегированные женские средние учебно-воспитательные заведения
– Институты Благородных девиц. Первоначально они предназначались для
дочерей потомственных дворян, позднее в них стали принимать также девочек
из семей чиновников, купцов, духовенства. Воспитанницы находились в
институте с 8 до 18 лет. Потомственные дворянки обучались бесплатно,
остальные платили 400 руб. в год. Значительное место отводилось изучению
иностранных языков, танцев, музыки. Девочек недворянского происхождения
готовили к роли гувернанток и экономок.
 
 
Во 2-ой пол.19 и нач. 20 вв в Москве открываются – Петровская
земледельческая и лесная академия ( сельхоз академия им. Тимирязева),
Коммерческих ин-т ( Финансовая академия им. Плеханова), Институт путей
сообщения (МИИТ) . Педагогические кадры готовятся в московском
университете, Учительском ин-те, Учительской семинарии, Епархиальном
женском уч-ще, в 8-х педагогических классах женских гимназий.
Женщины не имели права обучаться в высших учебных заведения и для
продолжения образования вынуждены были уезжать для учебы за границу. В
1869г. в Москве были открыты Высшие Женские Курсы – высшее женское учебное
заведение. Срок обучения был 3 года. Имелись факультеты : Естественно-
исторический, медицинский, физико-математический с химико-фармацевтическим
отделением.
В 1866 г. на базе музыкальных классов Московского отделения Русского
музыкального общества по инициативе Н.Рубенштейна открыта Московская
Консерватория.
 
Всего Москве к 1914г. насчитывалось 20 вузов.
 
Однако правом на образование в высших и средних учебных заведениях (
Университете, гимназиях, реальных и коммерческих уч-х) пользовались дети
обеспеченных слоев населения. В связи с этим неграмотность снижалась
медленно –в 1912г. 30% населения Москвы было неграмотным.
 
 
После Октябрьской революции создается новая система народного образования.
Был создан народный комиссариат просвещения РСФСР. Первым наркомом с 1917
по 1929г. был Луначарский.
В 1920 году создан Московский отдел народного образования. Первоочередными
задачами стали задачи ликвидации неграмотности, борьбы с детской
беспризорностью, увеличение числа школ и подготовка к введению всеобщего
обязательного начального образования детей. Создавались школы и кружки
ликбеза, начала работу Московская чрезвычайная комиссия по ликвидации
безграмотности. В 1920г. в Москве обучалось 22 тысячи неграмотных рабочих,
кустарей-ремесленников и домохозяек. Постепенно неграмотность в городе была
ликвидирована.
 
 
В настоящее время в системе народного образования выделяют: дошкольное
воспитание, общеобразовательную школу, профессионально-техническое
образование, среднее специальное образование и высшее образование.
Дошкольное воспитание.
До 1917г в Москве работало 12 частных детских садов, среди них – 2
бесплатных для детей рабочих, организованных на благотворительные средства.
Первый советский детский сад был открыт в 1918г, для детей рабочих
миусского трамвайного депо, а затем и при фабриках «Трехгорная
мануфактура», «Большевик», заводе «Динамо».
 К 1920г в Москве насчитывалось уже 266 д/с.
В настоящее время в городе существуют как государственные муниципальные,
так и частные детские сады.
 Общеобразовательная школа.
Несмотря на тяжелые последствия гражданской войны, в 20-х годах расширилась
сеть общеобразовательных школ. К 1930 году в Москве было осуществлено
всеобщее обязательное начальное обучение детей и начало вводится всеобщее
обязательное семилетнее образование. В связи с нехваткой школьных зданий
занятия проходили в три смены, но уже к 40-му году в Москве было построено
дополнительно 379 школ и это дало возможность ликвидировать трехсменность
занятий. Во время войны в зданиях многих школ размещались госпитали для
раненых, а большинство школьников было эвакуировано в глубь страны. После
43 года началось возвращение школ из эвакуации и возобновление занятий.
К 1959 году было в основном осуществлено обязательное 8-ми летнее обучение.
В настоящее время, кроме средних общеобразовательных государственных школ,
существуют также лицеи, многопрофильные гимназии и частные школы.
 
 Профессионально-техническое образование.
В 20-40 годах основным типом профессионально-технической школы была школа
фабрично-заводского ученичества (ФЗУ), в которой наряду с профессиональной
подготовкой давалась и общеобразовательная. В 40-м году были созданы
Государственные трудовые резервы СССР, которые объединяли в себе 80
ремесленных училищ и 45 школ фабрично-заводского обучения, которые с 59
года были преобразованы в профессионально-технические училища (ПТУ).
 
 
 Среднее специальное образование.
С 20 года на базе семилетней школы был создан новый тип средней
профессиональной школы – техникумы, где стали готовить специалистов средней
квалификации для всех отраслей народного хозяйства, здравоохранения,
культуры и просвещения, а с 37 года техникумы непроизводственных профилей
стали называться училищами. Это медицинские, педагогические, музыкальные,
военные, художественные училища и в том числе Московское фармацевтическое
уч-ще.
 
 Высшее образование.
После революции появилась возможность получить высшее образование широким
слоям населения. Для подготовки к обучению в Вузах создавались рабочие
факультеты (Рабфаки). Первые рабфаки начали действовать в 1919 году в
Москве при институте народного хозяйства и Московском Государственном
Университете.
В первые послереволюционные годы были созданы 2-й МГУ, Ветеринарный
институт, Горная академия, Инженерно-строительный институт, Текстильный
институт, Химико-технологический и др. В 1923гю при ряде вузов открывается
аспирантура.
 
 
 
 В довоенные годы в Москве создаются новые институты и академии, в которых
готовился руководящий состав для различных отраслей народного хозяйства.
 В Московских Вузах студенты обучались на дневных, вечерних и заочных
отделениях. Во время войны большинство Московских Вузов работало в
эвакуации, продолжая подготовку специалистов.
 В 60-70 годы в столице открываются Вузы по новым направлениям науки и
техники: Электронной Техники, Электронного машиностроения, Электроники и
Автоматики и др. В настоящее время наряду с государственными высшими
учебными заведениями в Москве существует большое число высших учебных
заведений других форм собственности, в т.ч. и коммерческие.
Москва в наши дни продолжает оставаться крупнейшим в стране центром
высшего образования.

Оставьте ваше сообщение:
Ваше имя:
Ваш e-mail:

Бронирование гостиниц в Москве2009-2024 год © moscow-russia.ru