Москва, Россия, 21 ноября 2017 года

"Личный" аэропорт Москвы

"Личный" аэропорт Москвы

Контрольный пакет акций аэропорта «Внуково» — 60, 88% стоимостью 1, 74 млрд руб. — перешел от федерального правительства к московскому 18 ноября этого года. Очередное «приобретение» столичных чиновников является очень перспективным, поскольку «аэропортовский» бизнес по своей эффективности приближается... к нефтегазовому.


Однако, прежде чем аэропорт начнет приносить в городской бюджет миллионы долларов, правительству Москвы придется инвестировать в развитие «Внуково» как минимум $1 млрд.
До недавнего времени все три международных аэропорта московского аэроузла — «Шереметьево», «Домодедово» и «Внуково», хоть и принадлежали федеральным властям, были зарегистрированы на территории Московской области, в казну которой стабильно приносили около $30 млн в год.

Собственный полет
Идея сделать один из этих аэропортов — а именно «Шереметьево» — столичной собственностью появилась у Юрия Лужкова еще в 1995 году. Тогда мэр направил Борису Ельцину письмо с просьбой передать «Шереметьево» Москве. И получил отказ. В ответ Мосгордума приняла закон «О территориальном делении города Москвы», согласно которому часть территории Московской области, занимаемая «Шереметьево», была включена в границы столицы. Аэропорт даже был поставлен на налоговый учет в Москве. Не согласившись с подобным «самоуправством», подмосковные власти начали долгие тяжбы, в результате которых суд постановил, что «Шереметьево» находится все-таки на территории Московской области, а не Москвы.
В 1997 году Ю. Лужков подготовил постановление «О передаче пакетов акций, находящихся в федеральной собственности, в собственность правительства Москвы». В постановлении содержался список 27 акционерных обществ, в частности «Шереметьево» и «Внуково», которыми Москва хотела бы управлять. Сделка не удалась только из-за августовского кризиса 1998 года, который помешал передаче столице 51% акций «Шереметьево» стоимостью 2, 3 млрд руб. В 1999 году федеральное правительство перестало выделять Москве денежные субвенции за исполнение столичных функций. Вместо денег было решено «платить» столице акциями находящихся на ее территории акционерных обществ, подчиненных федеральным властям. В частности, Москве были переданы акции ОАО «Косметическое объединение «Свобода», ОАО «Научно-производственное объединение «Химавтоматика», ОАО «Хладокомбинат № 7», ОАО «Московский завод по обработке металлов», ОАО «Тушинский машиностроительный завод». До «Внуково» очередь дошла лишь в 2003 году, когда Владимир Путин подписал указ «О передаче в собственность города Москвы находящихся в федеральной собственности акций открытого акционерного общества «Аэропорт Внуково». В исполнение данного указа Минимущество и РФФИ, являвшиеся держателями 60, 88% акций «Внуково», передали их правительству Москвы. Остальные 39, 12% акций остались у компании «Внуково-инвест», подконтрольной менеджерам аэропорта. Госпакет передан столице по рыночной стоимости — 1, 74 млрд руб. в счет компенсации расходов на осуществление городом столичных функций (в зачет субвенций федерального бюджета Москве).

Здравствуй, дедушка!
Мэр наконец-то получил долгожданную «внучку». Самый худший вариант из всех возможных: «Внуково» уступает своим конкурентам — «Шереметьево» и «Домодедово» — по пропускной способности, годовой выручке, уровню обслуживания и месторасположению. Так, если в «Шереметьево» пассажиропоток составляет более 12 млн человек в год, то во «Внуково» эта цифра едва достигает 4 млн. По объему перевозок «Шереметьево» также превосходит «Домодедово», которому, однако, значительно уступает по уровню сервиса. Кстати, за рубежом до 70% прибыли аэропорт получает именно за счет сферы обслуживания, и только 30% — в результате аэропортовой деятельности.
Еще один недостаток, хотя в то же время и достоинство аэропорта, заключается в его близости к Москве — от центра города «Внуково» отделяет 28 км, а от МКАД — 15 км. Кроме того, аэропорт со всех сторон «зажат» населенными пунктами. Увеличить территорию аэропорта просто некуда. Ну и, кроме того, авиакомпании меняют порты крайне неохотно, и их нужно привлечь какими-то выдающимися условиями обслуживания. Уже существует несколько вариантов, при реализации которых аэропорт будет радовать своих новых владельцев большой прибылью. Гендиректор ОАО «Международный аэропорт «Внуково», член совета директоров «Внуково-инвест» Виталий Ванцев заявил, что руководство аэропорта намерено превратить его в транзитный центр, соединяющий Европу и Азию. По его мнению, «Внуково» может «занять нишу транзитных международных перевозок, которая сейчас не занята ни одним аэропортом Москвы». Для этого «нужно привлечь в аэропорт западные авиакомпании, которые сейчас для транзитной посадки используют аэропорты ближнего зарубежья». За их счет «Внуково» может увеличить пассажиропоток до 12 млн человек в год.
Для осуществления этого плана требуются инвестиции в размере $500 млн. Агентство по торговле и развитию США сочло данный проект перспективным и выделило «Внуково-инвест»... $325 тыс. Столичные власти планируют построить скоростную железнодорожную магистраль, соединяющую «Внуково» с Москвой. Таким образом, по расчетам специалистов, чистая прибыль аэропорта, которая сейчас не превышает 100 млн руб. в год, увеличится за пять лет почти в шесть раз.

Лилия Зар
Руководитель отдела вторичного рынка инвестиционно-строительной компании «Сити-XXI век»:
— Сегодня фактор близости аэропортов оказывает влияние на стоимость жилья, которое находится только в непосредственной близости от аэропортов. Ликвидность жилой недвижимости в Химках от Шереметьева практически никак не зависит.
По нашим оценкам, реконструкция аэропорта «Внуково» и превращение его в крупный международный авиаузел при развитии транспортной инфраструктуры на юго-западе столицы приведет к повышению стоимости расположенного здесь жилья.
Отрицательно расширение воздушного узла во «Внуково» может повлиять на рынок загородной недвижимости по Киевскому шоссе. На это должны обратить внимание инвесторы, которые будут принимать решение о застройке участков по этому направлению.

Федор Зюбан
Руководитель отдела продаж агентства «Кутузовский проспект»:
— На стоимость вторичного жилья и новостроек близость аэропорта повлияет не сильно. Квартиры в Химках пользуются спросом не потому, что рядом аэропорт (например, недалеко находится город Лобня, где спрос на квартиры и цены меньше), скорее это город с развитой инфраструктурой, хорошим транспортным сообщением с Москвой.
С другой стороны, чем крупнее будет становиться «Внуково», как аэропорт, тем больше сотрудников будет там работать, возможно, они решат приобрести жилье в близлежащих городах, будет развиваться инфраструктура, появляться объекты коммерческой недвижимости. Таким образом, на жилую и коммерческую недвижимость это окажет развивающее воздействие.

Наталья Васильева
Руководитель отдела загородной недвижимости агентства «Кутузовский проспект»:
— На рынке загородной недвижимости реконструкция аэропорта скажется негативно. При выборе загородного дома людей интересует экология, тишина, удобство подъездных путей. Если «Внуково» превратится в крупный аэропорт, то все эти факторы станут отрицательными, вырастет загруженность трассы, плюс постоянный шум пролетающих самолетов.
При выборе загородного дома, коттеджа меньше всего люди хотят, чтобы рядом был аэропорт. Это видно на примере «Шереметьево». Спрос на загородную недвижимость по Ленинградскому направлению, за исключением отдельных стародачных мест, невелик.

Notice: Undefined variable: spage in /home/morfo/data/www/moscow-russia.ru/discuss.php on line 56 Оставьте ваше сообщение:
Ваше имя:
Ваш e-mail:

Бронирование гостиниц в Москве2009-2017 год © moscow-russia.ru