Марат Хуснуллин о проблемах при строительстве метро
Марат Хуснуллин, заместитель мэра Москвы по вопросам
градостроительной политики и строительства, приехал на «Деловой завтрак»,
честно говоря, лишь в 19.00 — другого времени у него не нашлось. Что не
удивительно, ведь строительство только метро в городе ведется одновременно на
нескольких десятках стройплощадок — к 2020 году правительство Москвы взяло на
себя обязательство к имеющимся 300 км линий подземки добавить ещё 150. То есть за 9 лет проложить
половину из 300, построенных за предыдущие 76. В течение дня Хуснуллина можно
увидеть в шахтах будущих станций в самых разных концах города. Тем не менее, к
вечеру он был свеж и бодр. И пока встречающие его журналисты ждали лифта,
энергично пешком почти влетел на девятый этаж. Когда подошли хозяева, гость
сидел уже за столом и был готов отвечать на вопросы.
— Марат Шакирзянович, в этом году Москва планирует вложить в строительство
метро 160 миллиардов рублей. Даже для её более чем полуторатриллионного бюджета
это очень много. Разумно ли тратить такие деньги? Жили же мы как-то и раньше...
— Сначала отмечу: и эти расходы ещё не пик. В 2010 году, когда мы начали
оценивать программу развития метро, бюджетом было предусмотрено на неё 8 млрд.
В 2011-м вышли на 50 млрд, в 2012-м — на 100, в этом будет 160–170, а к 2015-му
— все 200. К этому времени мы должны сделать основные заделы программы, зайти
на все объекты. Потом будем снижать расходы. Да, строить метро очень дорого, но
оно и самое выгодное. А не строить нельзя. И вот почему. Сейчас в Москве 12
миллионов жителей, каждый год их число прирастает на 1%, да ещё приезжают люди
на работу. На 5–6% увеличивается машин. А улично-дорожной сети — в 2–3 раза
меньше, чем в любом мегаполисе мира. Проложить их в два раза больше нельзя —
негде. Да, мы реконструируем вылетные магистрали и выжмем из них всё, что
можем. В итоге добавим лишь по полосе для общественного транспорта. Не для
автомобилистов! Ведь в Москве 80% горожан ездят именно на общественном
транспорте.
Остается два резерва. Первый — построить дополнительные железнодорожные пути и
повезти пассажиров железкой, и мы в этом году начинаем строить эти пути. Второй
и всё-таки главный резерв — метро, развитие которого не ограничено технически.
К тому же, оно самое удобное и быстрое. Мы запланировали построить 150 км новых линий. Таким
образом, приведем Москву по обеспеченности метрополитеном к нормативам,
сопоставимым с другими городами мира. Например, Нью-Йорком, Лондоном...
— В этом году у вас в планах построить 14 км новых линий. Реально?
Вполне. Мы должны ввести в эксплуатацию станции «Деловой центр и Парк Победы»
на Калининско-Солнцевской линии, станции «Битцевский парк» и «Лесопарковую» на
Бутовской ветке и ещё три станции на Таганско-Краснопресненской —
«Лермонтовский проспект», «Жулебино», «Котельники». Итого — 14, 7 км. Если соскользнут
«Котельники» — введём 13 км.
— А какие трудности с «Котельниками»?
— Эта станция под вопросом. Дело в том, что уже шесть месяцев не можем получить
под неё площадку от администрации Московской области. Пока принималось решение
о её строительстве, участок продали в частные руки. Была земля брошеная, стала
золотая. Казалось бы, радоваться нужно, что мы её капитализируем, а нам не
дают. И другой площадки нет. Нужны ведь не просто выходы из метро, а
возможность построить там транспортно-пересадочный узел. Ну, а раз земля
официально не передана, браться за проектно-сметную документацию, проводить её
экспертизу. По устной договорённости мы огородили там участок, начали выносить
коммуникации. И всё, дальше ничего делать не можем. А время уходит. В запасе
чисто технологически остался месяц. Если за это время работы не начать, в срок
не уложиться.
— Похоже, что и на Третьем пересадочном контуре работы стоят, по крайней
мере неподалеку от редакции газеты, на Нижней Масловке. Тоже проблемы?
— Здесь идут публичные слушания, на которые по закону города отводится 90 дней.
Как и в любом другом мегаполисе, жители чаще всего не согласны с
разворачивающейся по соседству стройкой. В результате теряем многие месяцы на
обсуждение. И лишь потом утверждаем проект планировки, сдаём документы на
экспертизу и, наконец, начинаем полномасштабное строительство.
— Станция «Нижняя Масловка» по плану должна быть построена в 2015 году. Это
ещё возможно?
— Пока да. У меня по каждой линии есть технологический срок строительства. Мы
его уже сократили на 30%, выжав всё, что было возможно для сокращения. Теперь
можем сокращать только бумажную и организационную часть работы. Но если
критический срок начала непосредственной стройки переступить, то придётся
сдвигать и ввод станции. То есть если «Нижнюю Масловку» в течение полугода ещё
не начать строить, то в 2015 году её не сдать.
