Мифы московского метро: станции, которых не было
Каждый из вас, наверняка, хотя бы раз в жизни спускался в московское метро, но не каждый задумывался над тем, сколько интересного и загадочного оно таит в себе. Про московское метро слагают легенды, рассказывают байки и сочиняют мифы.
Миф 1: Московское метро – самое красивое метро в мире.
Московский метрополитен появился в 1935 году и сразу же получил звание самого красивого в мире: первые станции метро строились с использованием 20 видов мрамора и гранита. В оформлении применялись мозаики, фрески, скульптуры, декоративная керамика.
Сегодня же станции московского метро, совсем не те, что открывалось перед глазами восхищенных первых пассажиров.
За 70 лет здесь многое изменилось — керамическая облицовка стен потемнела, на некоторых станциях заменили полы, убрали множество скульптур, а также полностью изменили систему освещения. Большинство станций теперь освещают простые люминесцентные лампы.
Впрочем, и сейчас московское метро по праву считается самым
красивым в мире.
Существуют даже экскурсии по определенным станциям. Видимо, по самым
представительным… Там собирают туристов и рассказывают всю историю о подземном
транспорте.
Миф 2: «Названия станций, которых мы не знали»
- Станция “Физтех”
В 1996-м в некоторых вагонах появились схемы линий, на которых была отмечена строящаяся станция “Физтех”. Она располагалась сразу за станцией “Алтуфьево”.
Меж тем тянуть ветку через леса и поля к МФТИ, в город Долгопрудный, никто не собирался. Это была просто шутка студентов Физтеха. Подобрали соответствующий шрифт и цвет, на дорогом принтере распечатали “усовершенствованные” схемы и отправились их расклеивать по вагонам.
Еще несколько лет станция всплывала на самых различных ветках метро.
- Проект “Большого кольца”
На станции “Курская” висит табличка “Курская Большого кольца”. Дело в том, что в конце 1940-х годов, когда появился проект нынешней Кольцевой линии, была также задумана и Малая Кольцевая, проходящая под бульварами. Однако проект так и не был осуществлен.
Сейчас Большим кольцом называют линию, которая, возможно, когда-нибудь свяжет между собой спальные районы. В нее войдут современная Каховская линия и участок Сокольнической линии от “Черкизовской” до “Преображенской Площади”.
- Станция “Советская”
Эту станцию Замоскворецкой линии планировалось построить прямо под зданием Моссовета (ныне мэрии). Говорят, ее и впрямь построили, но почти сразу закрыли, засекретили, и теперь даже следов не найти: тоннель как тоннель. Несомненно, одно: с 1938 до 1979 года, пока не открыли “Тверскую”, между “Маяковской” и “Театральной” был длинный перегон без остановок.
Миф 3: «Легенда про собаку»
Помимо неизвестных названий станций московского метро существует масса необычных поверий, так например, если потереть нос собаке с пограничником, которая расположена в нишах-арках станции “Площадь Революции” то экзамен будет непременно сдан успешно. В итоге собачий нос блестит, как хорошо начищенный самовар.
Я решила отправиться на станцию «Площадь революции» и поинтересоваться у
прохожих, что они думают об этом мифе.
Каково было мое удивление, когда буквально за пару минут к собаке подошло более
десяти человек, причем подходят все - и стар и млад, кстати, некоторые обходят
всех четырех собак.
Один мужчина рассказал нам, что это считается, хорошей приметой – в жизни все наладится, да и день будет удачным.
У меня так поднялось настроение, что я решила поехать дальше в поисках интересных баек про этот удивительный «подземный мир».
Пересев с Арбатско-Покровской линии на филевскую мне показалось, что они очень похожи. Позже, мне поведали, что в московской подземке существуют линии – близнецы.
Миф 4: линии-близнецы Арбатско-Покровская и Филевская линии
Многих пассажиров удивляет, что Арбатско-Покровская и Филевская линии дублируют друг друга. Дело в том, что сначала был построен радиус мелкого заложения. От “Площади Революции” поезда шли к “Александровскому Саду”, после “Арбатской” и “Смоленской” пересекали Москву-реку по метромосту и прибывали на “Киевскую”.
Однако во время войны тоннель пробила бомба. Сталин велел прорыть радиус глубокого заложения. В 1953 году был открыт новый участок. Теперь от “Площади Революции” поезда следовали к новым “Арбатской” и “Смоленской”, пересекали реку по тоннелю и приходили на новую, глубокую, “Киевскую”.
Старый участок был закрыт, и здесь устроили склад для сломанных вагонов. Но в 1958-м начали строить наземную ветку в сторону Филей, и вот тогда пригодился участок от “Александровского Сада” до “Киевской”. С тех пор линии дублируют друг друга, путая приезжих.
Путать линии, это еще, куда ни шло, но вот если заблудишься в переходе или перепутаешь выход можно открыть для себя много нового и интересного.
Миф 5: загадочный переход на “Ленинском Проспекте”
В центре станции Ленинский проспект находится закрытый переход. Он ведет на уже построенную пассажирскую станцию “Площадь Гагарина” Малого кольца Московской железной дороги. Когда-нибудь здесь организуют пассажирское движение, и переход пригодится.
Миф 6: закрытый выход на “Битцевском Парке”
Закрытый выход в город находится тоже на Калужско-Рижской линии - конечной станции “Битцевский Парк”. В конце 80-х годов в Битце планировали построить гигантский зоопарк c отдельным выходом к нему, но не построили. Есть только портик, и на портике - железный флюгер с изображениями зверей и птиц.
Миф 7: исчезнувшие станции
Две станции метро закрыты для пассажиров навсегда. ”Первомайская” (не путать с действующей современной одноименной станцией) и “Калужская” раньше были конечными и располагались на поверхности одноименных депо. Потом линии продлили, построили новые подземные станции, а старые закрыли.
Миф 8: планирующиеся станции метро
В последнее время открывается очень много новых станций метро. Так, в 2008 году открылась долгожданная станция – Строгино.
А вот когда же откроется метро в Мытищах и Бирюлеве?
Разговоры о появлении метро в этих районах ведутся так давно, что стали похожи на злую шутку. Глава московского метро Дмитрий Гаев признается, что метро еще не скоро придет в Мытищи и Бирюлево. Мытищинцам особенно обидно, ведь одно время в вагонах висели карты с запланированной станцией “Челобитьево”.
Но, будем, надеется, что запланированные станции метро все же построят, иначе лет так через тридцать уже новое поколение, напишет еще об одном мифе - не появившиеся станции столичного метрополитена.
Халимова Татьяна