Михаил Сеславинский: «Рынку всегда будут нужны таланты»
Открытие 22-й Московской международной книжной выставки-ярмарки в этом году сопровождается приятной новостью: книги у нас читают, даже несмотря на кризис. Общий тираж за первые шесть месяцев 2009 года вырос по сравнению с тем же периодом 2008 года на 8, 5 процента.
Как влияет состояние экономики на книгоиздательство, «Огонек» спросил у Михаила
Сеславинского, руководителя Федерального агентства по печати и
массовым коммуникациям.
— Говорит ли такая утешительная статистика о том, что деньги у
издательств еще остались?
— Книжная отрасль пострадала так же, как и многие другие. Гонка гонораров, например, когда издательства перекупали друг у друга авторов, ушла в прошлое. Даже если она теоретически и существует, то не в тех размерах, к которым все привыкли еще год назад. Очень серьезно пострадало распространение, что сразу же сказалось на издательствах: они не получают от книжных магазинов денег, лишаются оборотных средств и экономят на будущих проектах.
Но, конечно, отрасль далека от краха. Мы не вернемся к периоду конца 80-х — начала 90-х, когда лотки и киоски на улицах Москвы были полны бесконечными книгами рецептов, пособиями по соблюдению разного рода диет и очередными изданиями «Анжелики — маркизы ангелов», причем на крайне скверной бумаге. Все-таки читатель уже привык к разнообразию и его вкусы нельзя не учитывать. Опять-таки если сравнивать два полугодия — 2008-го и 2009-го,— то по наименованиям число изданных книг и брошюр выросло почти на 11 процентов. Отрасль показывает абсолютный рост, которым мало кто может похвастаться.
— Выживут ли мелкие издательства?
— Укрупнение рынка у нас если и идет, то не так массово, как в других отраслях. И уж во всяком случае главные отечественные банки не скупают в книжном деле активы. В ряде случаев мелкие издательства обладают даже большей степенью маневра, а значит, большей выживаемостью. Они всегда искали свою нишевую аудиторию, это, конечно, не приносит массового читателя, но дает возможность не работать себе в убыток.
— На чем сегодня экономят книгоиздатели?
— Я не думаю, что кардинальным образом изменится средний авторский гонорар, он и так-то был не очень высокий. В первую очередь издательства будут уменьшать издержки, то есть экономить на полиграфической базе, материалах и оформлении. К сожалению, все меньше и меньше заказывают иллюстрации. Для нас это больной вопрос, потому что отечественная школа книжной графики всегда была одной из лучших в мире. Если говорить о соотношении новинок и переизданий, то последних станет, конечно, чуть больше, но и поиск авторов не остановится — всегда будут нужны таланты, которые смогут вызвать интерес рынка.
— Значит, оформление книг, и так не слишком тщательное и грамотное, станет еще хуже?
— Конечно, когда выборочно посмотришь несколько десятков изданий в любом книжном магазине и вспомнишь о тех книжках, которые издавались в советское время, становится очень обидно. Культурный читатель страдает и от отсутствия предисловий, и от отсутствия комментариев, и от экономии на лишнем листе форзаца. Это тем более серьезная проблема, потому что сегодня удовольствие от прикосновения к книге стало немаловажным фактором ее покупки.
Дело, конечно, не только в экономии, но и в том, например, что вся отечественная книжная отрасль держится на советском золотом фонде редакторов и корректоров. Молодые люди не приходят в эти профессии хотя бы потому, что для этого им нужно прочесть гору книг, причем не в интернете, а держа их перед глазами. Мы, конечно, пытаемся как-то повысить культуру книги: проводим круглые столы и конференции, организуем конкурсы, но реальность такова, что голос читателя сегодня весомее для издательства, чем федерального органа исполнительной власти.
— Вы известный библиофил. Рассчитываете найти на ярмарке какую-нибудь книгу для своей библиотеки?
— Мне повезло: еженедельно я просматриваю все книжные новинки, которые в качестве обязательного экземпляра поступают к нам в агентство. Потом в пяти минутах ходьбы от меня находится книжный магазин «Москва», который я регулярно посещаю. Недавно, например, магазин проводил Клуб открытых дверей для своих постоянных читателей, и я с радостью обнаружил там массу знакомых людей, в частности Константина Эрнста, Алексея Венедиктова, Светлану Сорокину, Аркадия Дворковича. Думаю, ни в одном другом месте не случилось бы увидеть их всех вместе. Наконец, я часто бываю в букинистических магазинах. Так что недостатка в общении с книгами я не испытываю.
Однако на предстоящей ярмарке постараюсь найти издания, посвященные теме, которой я сейчас очень интересуюсь: это работа русских художников во французском книгоиздании в 20-30-е годы прошлого века. Тогда в Париже вышла не одна сотня книг с иллюстрациями наших художников, переехавших жить во Францию. Это по-своему уникальный культурный опыт, который связывает две страны. В этом году наша ярмарка будет проходить в новом павильоне и обещает быть еще масштабнее.
Беседовала Ольга Филина