Москва, Россия, 18 ноября 2017 года

Московская система образования дошла до последней точки

Московская система образования дошла до последней точки

Да, да, именно так. Московская система образования дошла до последней точки! А ведь, глядя со стороны, никогда не скажешь. Школы работают, учителям зарплаты повышают, здания ремонтируют, ученики в новой форме ходят. Казалось бы, всё замечательно? Увы. Это только внешнее благолепие. Внутри система прогнила насквозь и готова рухнуть. Как это бывает в природе: стоит дуб в три обхвата и, кажется, несокрушима его мощь, 1000 лет простоит, но вдруг налетел ветер и гигантское дерево падает и рассыпается в прах, ибо внутри всё прогнило. Собственно, достаточно всего одной заинтересованной проверки Счётной Палаты...

Впрочем, давайте по порядку. Итак. За последние годы система коррупции в Москве приняла логичную и законченную форму, но при этом абсолютно законную. Если говорить кратко, строится она на том, что всевозможные государственные и муниципальные службы каждое своё решение требуют оформить проектной документацией (даже если речь идёт о вбивании гвоздя в стену или выносе мусорного ведра из офиса), а изготовление необходимого проекта передают доверенным коммерческим структурам, которые берут за это гигантские деньги и, естественно, не забывают при этом о личных интересах заинтересованных чиновников. Впрочем, об этой коррупционной схеме мы ещё поговорим отдельно. А вот система московского образования как-то выпала из этой отлаженной коррупционной цепочки и долгое время бродила как неприкаянная. А всё дело в том, что подавляющая часть московских школ - это не частные конторы, а государственные учреждения, с которых взять особо нечего. Но руки у некоторых чиновников от московского образования очень чесались, а глаза - бегали, и, не придумав относительно законной коррупционной схемы, они пустились во все тяжкие с нарушением закона.

Началось всё с системы школьного питания. По уже описанной выше обкатанной в других отраслях схеме московские чиновники стали проводить тендеры на снабжение школ продовольствием для школьных завтраков, с тем, чтобы провести в победе на тендере нужную им фирму, а потом доить её по гроб жизни. Но всё дело в том, что школьное питание несколько отличается от поставок продуктов в заводскую столовую, а самое главное ответственность за результат кормления детей несут не чиновники, навязавшие школам выгодные для них (чиновников) фирмы и даже не фирмы, а администрация школ. И вот когда однажды фирма ЗАО «Комбинат школьного питания «Школьник» привезла в столовую школы № 1804 мясо, которое не брала даже циркулярная пила, директор школы возмутилась и потребовала забрать негодное к использованию мясо. Однако это оказалось не так просто. Попытки провести официальную экспертизу негодной продукции также натолкнулись на глухое непонимание ответственных за это лиц. Требование заменить фирму, поставляющую продукты питания, привели к тому, что в адрес директора стали поступать угрозы сбора и публикации компромата, увольнения с должности и даже физической ликвидации. Частично переломить ситуацию удалось только тогда, когда процесс приема негодной пищевой продукции, приготовление из него пищи, раздачи и последующего выноса нетронутых порций в мусорный бак был заснят на видео и родительский комитет пообещал органам управления образования выложить эти видеозаписи в Интернет.

Родители и администрация школы собрали информацию о качестве работы организаций, обслуживающих школьные столовые, и попросили предоставить им возможность заключить договор с ООО Кафе «Утро», которое отличается высоким качеством приготовления школьных обедов и завтраков. Но не тут-то было. Подобно тому, как раньше князья ставили в деревне на прокорм воеводу с отрядом по своему усмотрению, школе сказали, что заменят фирму, но дадут не ту, которую они просят, а ГУП ШБС «Люблино». Качество работы этой фирмы родителей тоже не устроило. И после длительной череды жалоб и просьб им, в конце концов, удалось добиться того, чтобы школу обслуживало ООО Кафе «Утро».

Надо сказать, что только школа с бойцовским характером могла добиться такого результата. Остальные до последнего времени могут только безрезультатно умолять руководство сменить плохо работающие фирмы. Происходит это потому, что Юго-Восточное окружное управление образования, например, фактически узурпировало права образовательных учреждений, предоставленные им Законом РФ «Об образовании» как юридическим лицам, Бюджетным кодексом РФ как участникам бюджетного процесса и Федеральным законом ФЗ-94 как государственным заказчикам.

Образовательные учреждения стонут, но не сопротивляются, потому что ч.2 ст. 278 Трудового кодекса РФ, которой все время пугают директоров, дает возможность учредителю расторгнуть договор с директором без объяснения причин. Самое примечательное в этой ситуации заключается в том, что узурпаторы пытаются внушить массам, что они защищают интересы детей, а не свои собственные. Можно подумать, что директора школ и законные представители интересов детей - родители хуже чиновников разбираются в том, как нужно кормить детей.

Даже в такой непростой ситуации находятся отважные люди, пытающиеся реально защищать детей и отстаивать их права. Порой им даже удается добиваться успеха. Так, например, бывший начальник ЮВОУО Родионова Л.Е. (также пафосно провозглашавшая свое стремление защищать интересы детей), в конечном счете, была осуждена за хищения, совершенные при исполнении ею этой должности, несмотря на попытки Департамента образования города Москвы защитить ее путем повышения после возбуждения уголовного дела. В свое время газета «Московский комсомолец» писала об этом, извещая общественность о «запатентованном» Департаментом образования принципе кадровой политики: «Украл - поймали - повысили» (газета «Московский комсомолец», июль 2003 г., статья С. Метелевой «Секта пошла во власть»). Однако за время своей работы г-жа Родионова успела основательно заменить кадры ЮВОУО, поэтому определенная преемственность в методах управления просматривается до сих пор. В частности именно Родионова Л.Е. назначила своим заместителем Морозову В.В. , которая работает в этой должности до настоящего времени.

Когда-то Морозова В.В. была назначена начальником Восточного окружного управления образования, но директора Восточного округа оказались более сплоченными и проявили высокую способность к защите своих прав. Авторитарный стиль работы Морозовой В.В. вызвал такой протест, что буквально через несколько месяцев ей пришлось оставить эту должность и уехать за границу, откуда она (когда память о ее неудачном дебюте несколько поистерлась) возвратилась на должность специалиста в ЮВОУО и только благодаря Родионовой Л.Е. получила должность заместителя начальника.

Неудачный опыт не привел к улучшению стиля работы. Сменивший Родионову Л.Е. на посту начальника ЮВОУО Полле А.Б. кадровый состав практически не менял, и финансовые нарушения продолжались. Продолжала борьбу с этими финансовыми нарушениями и школа № 1804. По жалобам этого коллектива прокуратура неоднократно проводила проверки, фиксировала нарушения в работе органов управления образованием и направляла представления о нарушениях не только в адрес ЮВОУО, но и в адрес Департамента образования города Москвы и даже Правительства Москвы.

Когда стало ясно, что «строптивая» школа не сдаст своих позиций, ей устроили серию тотальных проверок, которые осуществляли чиновники, наказанные за выявленные школой нарушения в их работе. Но дружный коллектив администрации, учителей, родителей и учащихся выстоял, и Полле А.Б. тоже срочно повысили до должности начальника Городской инспекции Департамента образования города Москвы. Обратите внимание на этот факт, читатель. Он очень важен для понимания того, что происходит в настоящий момент, потому что 7 сентября 2009 года именно инспекция, возглавляемая Полле А.Б., выходит в Юго-Восточный округ, в том числе, и за тем, чтобы проверить сигналы об очередных нарушениях, часть из которых уже подтверждены проверками прокуратуры. Только при этом возникает вопрос, связанный с предысторией: в чем могут заключаться реальные интересы инспекции при таком развитии событий? В том, чтобы выявить ущерб от нарушений или в том, чтобы констатировать, что нарушения закона ущерба не принесли? В том, чтобы прекратить нарушения или в том, чтобы «подавить» источник информации о нарушениях? А нарушений не просто много, они представляют собой стройно организованную систему, при изучении которой невольно вспоминаются слова героя известного сериала «Бандитский Петербург»: «А вам не кажется, что этот хаос очень хорошо организован?».

Посудите сами. Начальник ЮВОУО Митрюк Л.В., вступив в должность, первым делом переименовала зал коллегии в торговую площадку, и нарушив закон (что точно установлено прокуратурой), умудрилась внушить директорам, что они не в состоянии сами провести конкурс на размещение государственных заказов, свести их роль как руководителей к постановке подписей и печатей на документации, предложенной органами управления образования.

Чтобы у Вас не сложилось впечатление о том, что это единичный случай, а не система, процитируем одну из последних факсограмм, разосланную Дирекцией по эксплуатации ЮВОУО руководителям образовательных учреждений: Уважаемые руководители! Вам необходимо прибыть 24.08.09 в дирекцию ЮВОУО ДО по адресу: Рязанский пр-т, д. 43, кабинет № 1, для подписания договоров по установке приборов учета расходования холодной воды. При себе иметь круглую печать. В случае неявки информация будет доведена до начальника Окружного Управления Образования Л. В. Митрюк, Начальник дирекции Ю. Б. Свальба

Вы, конечно, догадались, проницательный читатель, почему начальник дирекции угрожает директорам в случае неявки пожаловаться начальнику ЮВОУО. Потому что служебное положение, строго говоря, не позволяет ему командовать директорами. Да и не имеет он права решать за них, с какой организацией и по каким вопросам заключать договор. А вот начальник ЮВОУО может с любым директором в 24 часа договор расторгнуть по ст.278 ч.2. А дальше все очень просто. Директора приехали, подписи и печати на договор поставили (многие даже не помнят, с какой организацией его заключили, потому что собственно в момент подписания и постановки круглой печати им ни одного экземпляра, заключенного таким экстравагантным образом договора, не вручили. Теперь эти договоры регистрировать будут, а уж потом директорам вручат для отчетности. Деньги тоже потом перечислят. И такая организация бюджетного процесса далеко не самое грубое нарушение Бюджетного кодекса. Собственно можно сказать, что Бюджетный кодекс в ЮВОУО, как и Федеральный закон № 94-ФЗ не просто нарушается, а по существу игнорируется. И несложно понять почему. Если бы директора сами определяли финансовую политику (как это предусмотрено законом), они бы делали это в интересах детей и образовательных учреждений, а не в интересах посредников, которых им незаконно навязывают.

Так, например, начальник ЮВОУО Митрюк Л.В. издала распоряжение № 1-р от 14.01.2009г., предписывающее заключить централизованные договоры по некоторым услугам и кодам показателей бюджетной классификации, грубо превысив при этом свои должностные полномочия. Однако на коммунальные услуги, например, централизованные договоры, заключены не были (в чем компетентные органы могут убедиться, просто заглянув на сайт Дирекции по эксплуатации), а вот бюджетный процесс приведен в полное противоречие с Бюджетным кодексом РФ, потому что оплата счетов по договорам, заключенным образовательными учреждениями, производилась с лицевого счета централизованной бухгалтерии ЮВОУО, в чем тоже легко может убедиться Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, если проведет элементарную проверку порядка расходования бюджетных средств.

По ряду позиций Дирекция по эксплуатации заключила централизованные договоры (не получив при этом согласия образовательных учреждений), но не потрудилась провести конкурс, как того требует Федеральный закон № 94-ФЗ (закон однозначно определяет, что государственными заказчиками являются образовательные учреждения, и только они обладают правом подписания договоров). Ввиду массовости данной порочной практики ею вполне могла бы заинтересоваться Генеральная прокуратура в плане борьбы с коррупцией.

Уважаемые читатели, если у вас еще не пошла кругом голова, попробуйте принять участие в конкурсе на лучшего законоведа, ответив на вопрос: сколько грубейших нарушений действующего законодательства совершило ЮВОУО при организации бюджетного процесса, если учитывать только приведенные выше факты?
Но, к сожалению, перечисленными фактами нарушения не исчерпываются. И в одном номере журнала их перечислить попросту невозможно.

По части организации текущего ремонта директора образовательных учреждений зачастую вообще не могут сказать, откуда окружное управление образования берет деньги на оплату фирм, выполняющих эти работы. По закону оно должно было перечислить эти деньги непосредственно школам, и те должны сами расплачиваться за оказанные услуги по заключённым договорам, но если окружное управление образования оплачивает услуги фирм, с которыми у него вообще нет договора, то это тяжелейшее нарушение закона, нецелевое использование бюджетных средств в особо крупных размерах, особенно если учесть нарушения требований Федерального закона №94-ФЗ.

Помнится, ещё в 2004 году было запрещено даже для коммерческих структур осуществлять платежи за другие фирмы, т.к. это была лазейка в законе, которая использовалась для ухода от налогов и в схемах обналичивания денег. Но там, по крайней мере, использовались частные средства частных лиц. А здесь речь идёт об использовании колоссальных БЮДЖЕТНЫХ средств.

Сейчас Окружное управление образование, видимо осознавая, до какой степени цинизма дошло нарушение действующего законодательства, и что это уже грозит, в случае раскрытия, гигантскими сроками тюремного заключения, пытаются заставить школы отказаться от прав юридических лиц, чтобы иметь уже законные основания заключать договоры напрямую. И многие школы понуро подчинились, но не 1804. Эта школа упорно пытается выполнить, пожалуй, самую сложную и достойную задачу современного исторического периода: соблюсти требования действующего законодательства, сделав новый важный шаг к построению гражданского общества и правового государства. Вот уж этого прецедента некоторые чиновники никак не могут позволить. Если дать возможность хоть одной школе самостоятельно реализовать предоставленные законом права размещения госзаказов, заключения договоров, распоряжения финансовыми средствами, что же будет делать та «надменная каста чиновников» - цитата из выступления премьер-министра РФ Путина В.В. - «которым лишь бы к бюджету присосаться»?

Поэтому на выездном семинаре, организованном для директоров образовательных учреждений ЮВОУО, начальник ЮВОУО Митрюк Л.В. во всеуслышание официально заявила, что она считает, что в Центре образования №1804 директора нет, потому что из этого учреждения поступило 33 жалобы! Заметим, однако, что жалобы, поступившие от коллектива сотрудников и родителей Центра образования на неправомерные действия ЮВОУО подтвердились в результате проверок прокуратуры, а по ряду фактов проверки продолжаются и до сих пор никак закончиться не могут (проверяющих можно понять: при таком обилии нарушений работенки хватает). Но позиция Митрюк Л.В. заключается в том, что служебное положение она использует для разрушения процесса построения гражданского общества, выдвигая порочный принцип управления: если от сотрудников и родителей школы поступают жалобы на деятельность Юго-Восточного окружного управления образования, то директор должен быть уволен, что и было сделано, например, с бывшим директором Центра образования № 1830 Аксеновой В.В., а сейчас «смертельными» проверками открыто угрожают директору ГОУ ЦО № 1804 «Кожухово» Курбатовой Л.А. и директору ГОУ СОШ № 339 Полухиной Г.В.

К чести директоров ЮВОУО надо сказать, что позиция начальника не вызвала у них восторга, даже после того, как на выездном семинаре с ними провели трехчасовой тренаж по макияжу. Да-да, не удивляйтесь, уважаемые читатели, это занятие входило в программу семинара и было оплачено, только вот из каких средств? Не получила начальник ЮВОУО Митрюк Л.В. поддержки директоров и после того, как плавно перевела семинар в коллективное застолье с возлиянием спиртных напитков, в связи с чем возникает ставший традиционным вопрос: «Простите, за чей счет этот банкет?», плавно перешедший в ночные гуляния с танцами вокруг пионерского костра и фейерверком. Что было делать директорам, если начальник округа задавала тон в ночном гулянии, заявив: «Гуляйте до утра!», и подавала пример активности на организованной ею же самой ночной дискотеке, находясь в тесном контакте с недавно назначенными молодыми подчиненными мужского пола.

Для заинтересованных спецслужб (если, конечно, такие в нашей стране найдутся) сообщаем, что этот пир во время кризиса или ночной шабаш, если вам угодно, организованный руководителем ЮВОУО на выездном семинаре для директоров, проводился в Гостиничном комплексе «Олимпиец» 18-20 августа 2009 года, а для доставки директоров в этот комплекс использовались автобусы с табличками «Дети».

Наутро после банкета с ночной дискотекой и фейерверком г-жа Митрюк Л.В. с озабоченным выражением лица стала убеждать директоров, что в стране кризис и поэтому все они должны быть готовы к режиму еще более строгой экономии при организации учебного процесса, а о самостоятельном распоряжении финансами им лучше и не мечтать, потому что Тендерный комитет при организации подготовки к проведению конкурса то и дело допускает организационные сбои, закрывая возможность своевременного объявления конкурса так, как того требует Федеральный закон № 94-ФЗ. Дескать, только ЮВОУО способно, используя какие-то мистические скрытые резервы (очевидно скрывающиеся в искусстве макияжа, ночных танцах, фейерверках и застольях с возлиянием спиртного), преодолевать препятствия, воздвигаемые таинственными субъектами на каждом шагу, к выполнению действующего законодательства.

С грустью приходится констатировать факт, что в Москве органы управления образованием (те, которые поставлены над образовательными учреждениями) по существу разрушают бюджетный процесс, создавая условия для превращения системы образования в систему капитализации бюджета или отмывания бюджетных денег.

Так, например, огромные суммы выделяются на военно-патриотическое воспитание молодежи. Существуют даже комплексные целевые программы. Но куда эти суммы деваются? До школ практически никаких денег не доходит даже близко. А как списать такие гигантские казённые средства? Всё очень просто. Нужно затребовать со всех московских школ отчеты о выполнении Комплексной среднесрочной целевой программы по военно-патриотическому воспитанию. Дальше дело техники. Под выделенные гигантские деньги подкладывается отчёт о проведённых школами военно-патриотических мероприятиях и говорится о том, что деньги пошли по назначению.

До поры до времени это сходило, но однажды они нарвались на одну строптивую школу № 1804, которая, получив от ЮВОУО предписание представить отчет о выполнении Комплексной целевой программы по военно-патриотическому воспитанию, ответила грамотно: «В числе исполнителей Комплексной целевой программы ГОУ ЦО № 1804 не значится, денег на выполнение Комплексной целевой программы Центр образования не получал». Данный ответ вызвал панику в руководящих кругах. Возникла угроза, что не только данная школа сообразит, как готовятся отчеты о списании средств на выполнение гигантских комплексных целевых программ. Этот мятеж нужно было срочно подавить, а то дурной пример, как известно, весьма заразителен.

Глядишь, и другие школы публично скажут, что все мероприятия проводят за счёт энтузиазма преподавателей-подвижников, а денег и в глаза не видели. Тем более это всё не удастся скрыть в случае любой проверки - деньги-то до школ не доходят вообще или доходят крохи. Счётная палата, ау!!! Пока все проверки разбиваются о широкую грудь московского мэра, но сейчас подошли выборы в МосГорДуму и информация может вырваться из тухлого московского междусобойчика.

Чтобы притушить разгорающийся пожар, решили срочно дать строптивой школе № 1804 две пневматические винтовки и пару спальных мешков, чтобы можно было сказать, что хоть какие-то деньги на помощь школам реально выделялись. Также придумали конкурс школ ЮВАО по военно-патриотической подготовке. А условием участия каждой школы в конкурсе стало представление в Окружное управление образования того самого отчёта по военно-патриотическому воспитанию молодёжи, который призван скрыть нецелевое использование гигантских средств (я боюсь произнести слово «воровство»).

И всё бы прошло шито-крыто, но в конкурсе стала побеждать та самая строптивая школа № 1804. Душа поэта, как известно, не выносит позора мелочных обид, и ЮВОУО тоже решило любыми силами не допустить победы школы № 1804. Казалось бы, ну какая разница, главное, что вожделенный отчёт будет представлен. Можно только догадываться, какие козни плелись в тиши чиновничьих кабинетов, но в результате случилось свирепое нападение старшеклассников школы № 488 на гораздо более младших их учеников школы № 1804, повлекшее достаточно тяжёлое расстройство здоровья и, в конечном счёте, вылившееся в уголовное дело, на что организаторы нападения совершенно не рассчитывали.

Вот так, ещё раз подтверждается давняя истина, что любое нарушение закона, оставшееся без последствий, влечёт за собой новое, более тяжёлое нарушение закона, а затем, в надежде скрыть эти нарушения закона, новые и новые противозаконные деяния. Но сколько верёвочке не виться, а конец, всё равно, рано или поздно наступит. Вот и сейчас, момент истины, возможно, связан с выборами в МосГорДуму, что позволит пролить свет заинтересованных ведомств на механизмы функционирования московской системы образования и принципы расходования ею бюджетных средств. А то, начинает складываться впечатление, что московская система образования стала лучшим местом для отмывания бюджетных денег и перевод их в звонкую монету, бренчащую в чьих-то частных карманах. Давно пора положить этому конец.

Заодно не мешало бы выяснить, почему два уголовных дела, возбужденных по факту нападения на детей до сих пор не расследованы, хотя и сроки прошли, и препятствий к расследованию, в общем-то, нет: все фигуранты отлично известны, несмотря на упоминание о каких-то неустановленных лицах, нанесших побои детям.

Ну и напоследок хочется понять, почему это школа № 1804 единственная в Москве позволяет себе уклоняться от участия в незаконных махинациях московских окружных чиновников от образования и даже прямо бросать им вызов, вскрывая нарывы всей системы?

А всё дело в том, что это не просто школа. Это - «Жемчужина России»! Не удивляйтесь. В апреле 2009 года Центр образования «Школа здоровья» № 1804 «Кожухово» получила приз «Жемчужина российского образования» на Всероссийском конкурсе «Инноватика в образовании». А по результатам этого конкурса представителей школы №1804 пригласили к участию в III международном симпозиуме в Южной Корее, посвященном вопросам единого мирового образовательного пространства, и включили в программу пленарного заседания доклад под названием «Антикризисная система образования». И это далеко не первая награда коллектива образовательного учреждения, возглавляемого педагогической династией Курбатовых. Достижения школы настолько высоко котируются в России и за её пределами, что школу лично опекает Председатель Совета Федерации России Сергей Михайлович Миронов, который уже не раз бывал в стенах школы № 1804, помогает ей во всём.

Убедившись, что, рассматривая жалобы учителей и родителей по поручению Совета Федерации и других органов власти, Правительство Москвы и Департамент образования города Москвы направляет в адрес образовательного учреждения ответы, содержащие заведомо ложную информацию, Совет Федерации направил запрос в Правительство Москвы с просьбой дать ответ не образовательному учреждению, а Совету Федерации. И такой ответ был получен от Первого заместителя Мэра Москвы Швецовой Л.И. В нем тоже содержится заведомо ложная информация, но теперь цена этого ответа может быть точно определена с помощью соответствующей статьи УК РФ.

Вот именно этот особый статус одного из лучших образовательных учреждений России позволил школе отстаивать свою позицию в споре с Юго-Восточным окружным управлением образования, которое в области организации образовательного процесса высокой компетентности отнюдь не демонстрирует. В частности, в Юго-Восточном окружном управлении образования до сих пор не согласованы учебные планы образовательных учреждений. На сайте НМЦ ЮВОУО только что вывесили объявление о том, что учебные планы будут согласовываться с 31 августа по 4 сентября 2009 г. согласно графику (?!). Прямо как в басне «Стрекоза и муравей». Проведя лето красное в ночных плясках с фейерверками, учебные планы ЮВОУО начнет согласовывать образовательным учреждениям аж после начала учебного года! Для сравнения: в Восточном окружном управлении образования, в том самом, начальственное кресло которого г-же Морозовой В.В. в свое время пришлось срочно покинуть, учебные планы согласованы в середине июня!

А в Юго-Восточном округе школы и их директора поставлены сейчас в такие жёсткие рамки, что даже пикнуть не могут против московских властей и вынуждены участвовать во всех незаконных махинациях различных чиновников от образования. Ведь в Москве действует жёсткий принцип, что с любым директором школы договор может быть расторгнут в течение 24 часов, причём без объяснения причин. Вот и вынуждены бедные директора московских школ подписывать под давлением чиновников любые незаконные договоры, отчитываться о расходовании средств, которые они не получали и в глаза не видели, и при этом нести всю ответственность за вверенные им коллективы детей и преподавателей, постоянно ходя под топором уголовного преследования.

Пора разорвать этот замкнутый круг! Для этого сейчас самое время! Пора вскрыть этот гнойник!

Notice: Undefined variable: spage in /home/morfo/data/www/moscow-russia.ru/discuss.php on line 56 Оставьте ваше сообщение:
Ваше имя:
Ваш e-mail:

Бронирование гостиниц в Москве2009-2017 год © moscow-russia.ru