Московский драматический театр на Малой Бронной
История театра на Малой
Бронной начинается в 1945-м году, когда новый творческий коллектив — Московский
драматический театр – возглавляет режиссер Сергей Майоров. Основу новой труппы
составили актеры разных столичных театров и несколько выпускников театрального
училища им. М. С. Щепкина.
Театру было предоставлено здание недалеко от станции метро
«Бауманская», на Спартаковской улице в доме 26 (ныне там Московский театр
Кукол). Репетиции первого спектакля «Золотой обруч» по пьесе Козакова и
Мариенгофа, шли параллельно с реконструкцией здания. Впервые зал принял
зрителей 9 марта 1946 года. Первый этап истории нового театра продлился одиннадцать
лет. За это время зритель увидел 45 премьер. Это спектакли в постановке Сергея
Майорова «Девушка с кувшином» Лопе де Вега, и «Мертвая хватка» Д. Голсуорси, и
«Человек с портфелем» А. Файко.
Однако в 1957-м, невзирая на успех молодого театра, власти обвинили
руководство труппы в недостаточном внимании к современной советской
драматургии: без лишнего шума убрали директора, а Майоров был переведен в Театр
Ленинского комсомола.
Осенью 1957-го труппе представили нового главного режиссера. Им стал
Илья Судаков, один из самых талантливых учеников Станиславского и
Немировича-Данченко, но сотрудничество с театром прервалось после же первой
постановки.
Уже в следующем сезоне 1958-59 в театр пришел новый худрук: им стал
режиссер Андрей Гончаров, который следующие восемь лет определял лицо театра.
Одна из первых его постановок — «Вид с моста» Артура Миллера имела огромный
успех, и за первые пять лет была показана около 500 раз. Именно Гончаров
привлек к работе над репертуаром театра современных авторов: Ю. Эдлиса
(«Аргонавты»), Я. Волчека («Физики и лирики»), В. Максимова («Жив человек»), Б.
Горбатова («Закон зимовки»).
Когда театру стало совсем тесто в здании на Спартаковской, столичные
власти предоставили труппе новый дом: в 1962 году состоялся долгожданный
переезд театра по новому адресу. В доме 4 по Малой Бронной улице до революции
находился клуб московских извозчиков, затем студенческий клуб, концертный зал,
клуб торгово-промышленных служащих.
С 1921 по 1951г.г. здание принадлежало ГОСЕТу — знаменитому Государственному
еврейскому театру под руководством легендарного режиссера Соломона Михоэлса. А
после закрытия ГОСЕТа и трагической гибели его лидера, здесь несколько лет
проработал Московский театр Сатиры. Так что гончаровская труппа переезжала в
уже «намоленные» стены. С этих пор Московский драматический театр называется
«Театром на Малой Бронной» и обретает свой знаменитый логотип.
Освоившись на новом месте, в 1965-м Гончаров поставил блестящий
спектакль по пьесе «Визит дамы» Дюрренматта, с Л. Сухаревской и Б. Тениным в
главных ролях.
Но уже через год театр опять поменял капитана: Гончаров перешел в Театр
им. В. Маяковского, а главным режиссером Московского драматического театра на
Малой Бронной стал Александр Леонидович Дунаев, проработавший здесь до 1984
года. В перечне поставленных им спектаклей «Золотая карета» и «Ленушка» Л.
Леонова, «Враги» и «Варвары» М. Горького, «Волки и овцы» А. Островского, «Лунин
или смерть Жака» Э. Радзинского.
Именно на годы работы Дунаева пришелся исторический момент: в театр на
должность штатного режиссера пригласили молодого и талантливого постановщика –
Анатолия Эфроса. Эфрос пришел в Театр на Малой Бронной с двенадцатью
актерами-единомышленниками и вписал в историю театра на Малой Бронной одну из
самых интересных страниц. «Три сестры» Чехова, «Ромео и Джульетта» и «Отелло»
Шекспира, «Месяц в деревне» Тургенева, «Женитьба» Гоголя, «Дон Жуан» Мольера —
все эти спектакли стали классикой отечественного театра, а режиссерский метод
Эфроса получил мировое признание.
Кроме Эфроса и Дунаева, в эти годы спектакли ставили и ведущие актеры
театра — Лев Дуров, Михаил Козаков, Геннадий Сайфулин.
Так, в семидесятых — восьмидесятых годах ХХ века Театр на Малой Бронной
стал одним из самых популярных в Москве. Он много гастролировал по стране и за
рубежом, удостаивался почетных наград международных фестивалей. Анатолий Эфрос
проработал в театре до 1984 года, вплоть до перехода главным режиссером в Театр
на Таганке. Александра Дунаева в том же 1984-м переводят главным режиссером в
театр «Эрмитаж».
Вслед за Эфросом в театре работала целая плеяда замечательных
режиссеров, в том числе Сергей Женовач и Андрей Житинкин. С 2003 по 2006 год
главным режиссером театра был народный артист СССР, мэтр труппы Театра на Малой
Бронной, артист Лев Константинович Дуров.
А в 2007-м году началась новая страница в истории Театра на Малой
Бронной: его возглавил режиссер и педагог Сергей Голомазов, чьи постановки
любимы зрителями и критиками, отмечены театральными премиями.
Первый же спектакль Голомазова на «Бронной» - «Плутни Скапена» по
знаменитой пьесе Мольера - сразу стал популярен у публики. За три сезона театр
выпустил девять премьер, в два раза выросла посещаемость театра. В репертуаре
удачно сочетаются и новые спектакли, и старые постановки. Так, музыкальное шоу
для драматического театра «КИНОМАНИЯ.BAND», имеющее шумный успех у молодой
публики, соседствует в афише со спектаклем «Жиды города Питера», которому в
сезоне 2010/2011 исполнится 20 лет.
В репертуаре театра – аншлаговые спектакли, среди которых «Ревизор» с
Даниилом Страховым и Леонидом Каневским, «Варшавская мелодия» со Страховым и
Юлией Пересильд, «Три высокие женщины» с Евгенией Симоновой, Верой Бабичевой и
Зоей Кайдановской.
В труппе Театра на Малой Бронной есть молодые, но уже известные актеры:
звезда ситкома «Папины дочки» Екатерина Дубакина, исполнитель главной роли в
«Бригаде-2» Иван Макаревич, новое лицо сериала «Универ» Настасья Самбурская.
В репертуаре театра как русская и зарубежная классика, так и детские
сказки. Спектакли Сергея Голомазова обозначили начало новой эпохи в жизни
театра, привлекая в театр нового, современного зрителя. В настоящее время Театр
на Малой Бронной входит в десятку самых посещаемых театров столицы.