Москва, Россия, 27 июля 2024 года

Москва возродит систему профессионального образования

Москва возродит систему профессионального образования

Путям развития системы профессионального образования в Москве было посвящено расширенное заседание городского правительства, состоявшееся 18 сентября. Мэр Москвы Ю.Лужков, оценивая разработанную несколькими департаментами столицы городскую целевую программу «Рабочие кадры» на 2008-2010 годы, подчеркнул важность развития системы профессионального обучения с точки зрения нужд реального сектора экономики.

«Нам нужно сформировать в Москве целую систему трудовых отношений, квалифицированного труда», - сказал мэр. Он напомнил, что в СССР вопросы организации труда решались «с одинаковым вниманием к тем, кто стремился получить высшее образование, и тем, кто хотел совершенствовать рабочие профессии». По словам Ю.Лужкова, новое время осложнило работу системы высшего образования, но лидеры высшего образования не позволили полностью коммерциализовать ее, сохранив научный и кадровый потенциал.


«Сегодня Россия – мировой лидер по количеству студентов на 100 тысяч населения», - отметил Ю.Лужков. Процесс получения высшего образования, по его словам, сложен, но контролируется государством.


Что касается трудовых ресурсов, система их подготовки полностью развалена, считает мэр. В процессе преобразований оказалась утраченной квалификация «техника на производстве». Вместо нее в России ведется «игра в бакалавриат», совершенно непонятная с точки зрения реального сектора экономики: даже дипломированный инженер на производстве проходит как минимум трехгодичную адаптацию к реальным условиям работы, но бакалавр, прослушавший двух- или трехлетний курс лекций, не способен даже на такую адаптацию, и предприятия не знают, в каком качестве его воспринимать и принимать ли вообще на работу.


«Радикально обвалился и класс квалифицированных рабочих», - считает Ю.Лужков.
Самый главный вопрос не в деньгах и оборудовании, а в дефиците рабочих кадров. Ситуация такова, что для развития авиационного производства власти города вынуждены ввозить рабочих из Украины, Беларуси и Молдовы.


«Условием прогресса, развитием реального сектора экономики является профтехобразование, - на нём держится бюджет города, социальные программы. Думаю, сегодняшнее обсуждение явлется свидетельством серьёзности наших намерений. Мы должны восстановить и развить потенциал профессионального образования в Москве», - заявил мэр.


Руководитель Департамента образования Москвы Ольга Ларионова, представлявшая программу «Рабочие кадры» на 2008-2010 годы, подчеркнула, что молодого человека нельзя насильно обучать рабочим профессиям, принудительно отправлять на производство, наоборот, следует заранее профориентировать его, даже завлечь на современное и престижное производство.
Сейчас, по словам О.Ларионовой, система профобразования работает фактически без всякой поддержки:
- семей, ориентирующих молодого специалиста на получение профессии «олигарха» или «банкира»,
- государства, направляющего свои усилия не в сторону совершенствования рабочих специальностей, а по линии информатизации технологических процессов,
- законодателей, принявших закон о всеобщем полном среднем образовании,
- СМИ, поддерживающих курс на «удачу» и зарабатывание «легких денег».


По данным статистики, в текущем году выпускников московской сферы профессионального образования насчитывалось 31 700 человек при потребности города в 100 тысячах, но число их год от года не растёт, а снижается. Сегодня 76 московских колледжей обучает 115 рабочим специальностям и 98 профессиям в сферах технологического машиностроения, связи, железнодорожного транспорта, издательского дела и некоторых других.


Московская городская дума лишь недавно приняла закон о начальном и среднеспециальном образовании, отметила О.Ларионова, но и раньше вся система городского профессионального образования обеспечивала только 8-10% потребности в рабочих кадрах. Сегодня в этой области действует один городской и несколько окружных координационных советов. Благодаря их деятельности, совместной с центрами занятости и профориентации, удаётся увеличивать долю устроившихся на работу по специальности, долю получающих профессиональное образование.
К сожалению, отметила О.Ларионова, сегодняшний работодатель в основном предпочитает нанимать гастарбайтера, которому можно платить меньше, чем москвича, требующего достойную зарплату.
Городским властям до сих пор неизвестно, каковы нужды работодателей в рабочих специальностях. Судить только по вакансиям об этих нуждах невозможно. Долгосрочного прогноза разработать нельзя, пока в среде работодателей не появится осознание необходимости стратегического осмысления ситуации с рабочими кадрами с учётом фактора трудовой миграции.


«Необходимо создать систему единых профессиональных стандартов, сертификации рабочих профессий, зачастую зависящих от качества оборудования, на котором обучался рабочий, то есть от материально-технической базы. По программе «Рабочие кадры» на ее модернизацию выделяется 9 млрд рублей», - сообщила О.Ларионова.


Программа подразумевает создание 33 ресурсных центров, из которых 9 будут обучать машиностроительным специальностям, 11 – строительным, 13 – профессиям в сфере легкой промышленности, транспорта, связи и услуг. Планируется также создание сети отраслевых ресурсных центров на базе крупных предприятий, и в этой работе Департаменту образования поможет Департамент науки и промышленной политики. Общий объем финансирования предусмотрен в размере 162, 2 млн рублей. За 3 года будет создано 10 таких отраслевых центров.


Однако, заметила О.Ларионова, не решены вопросы нормативно-правового обеспечения: требуется внести изменения в закон об образовании, разрешающие соучредительство ресурсных центров, то есть прямые инвестиции крупных предприятий в профессиональное образование.
Совместно с Департаментом городского имущества проводится обширная правовая работа по решению вопроса об арендаторах зданий образовательных учреждений.


Программа «Рабочие кадры» подразумевает не только возвращение зданий, требующих ремонта и переоснащения, но постройку восьми новых колледжей, ремонт 152-х учебно-производственных мастерских, на что потребуется до 2, 5 млрд рублей.


Вероятно, сказала О.Ларионова, для того чтобы удовлетворить потребности Москвы в рабочих кадрах, потребуется привлечь молодежь из-за рубежа, для чего предусмотрена постройка трех гостиниц и реконструкция двух зданий под гостиницы. Общее количество мест в них – 1500.
"На предприятиях критически не хватает рабочих наставников, - заявила О.Ларионова, - их укомплектованность составляет 56%". На предприятиях вакантные ставки закрываются за счёт внутреннего совмещения. Снижен социальный статус преподавателей, низка их зарплата. Еще недавно она составляла 13 тысяч рублей, программа «Рабочие кадры» подразумевает ее увеличение до 25 тысяч рублей с 1 января 2008 года, а также создание инженерно-педагогического института подготовки профессиональных кадров.


Планируется оснастить центры профессионального образования современной инфраструктурой. Не секрет, что большую долю учащихся системы составляют дети из неполных семей, с девиантным поведением, сироты, дети с ограниченными возможностями, нуждающиеся в особой социальной защите. Таких учащихся сейчас в городе около 3 тысяч. 7 из 10 призывников российской армии являются выпускниками профессиональных колледжей, напомнила О.Ларионова. Она призвала поддержать проект программы.


Председатель комиссии Московской городской думы по социальной политике и трудовым отношениям Михаил Антонцев считает, что цели прошлой программы по рабочим кадрам во многом достигнуты, потому что материально-техническая база профессионального образования сохранена, проведена организационно-структурная реорганизация системы профессионального образования – создана система колледжей.


Закон о среднеспециальном образовании Москвы не только соответствует международным нормам, но и может служить образцом для регионов страны. Хорошей традицией стало проведение конкурсов профессионального мастерства. Эти достижения и являются фундаментом для новой программы «Рабочие кадры», заявил М.Антонцев.


К сожалению, отметил он, конкретные отраслевые потребности в рабочих кадрах действительно еще не определены, а данная программа не предусматривает изучение столичного рынка труда.
Если Москва начнет привлекать иностранную молодежь, город должен выступить гарантом их дальнейшего, после получения диплома, пребывания в городе. Целесообразно, используя европейский опыт, обучать рабочим профессиям не только молодежь, но и людей среднего возраста.
Не всё благополучно с педагогическим персоналом системы профессионального образования: среди мастеров-наставников лишь 20% имеют высшее образование, а их средний возраст гораздо выше 50 лет. Заявления о повышении им зарплаты в основном остались декларативными.


Программа на сегодня имеет ряд существенных недостатков, заявил М.Антонцев. В ней нет прогнозных вариантов развития ситуации – ни пессимистического, ни оптимистического, не определены сроки финансирования, отсутствуют задания по привлечению внебюджетных источников финансирования. В программу не вошли объекты городских целевых программ, в том числе по поддержке малого и среднего бизнеса.


«Налог на квалификацию», заимствованный из европейского опыта, в России нереализуем, считает М.Антонцев. По его мнению, в столице должен быть создан современный многопрофильный комплекс обучения рабочим специальностям, его создание и станет реальным прорывом в этой области. М.Антонцев потребовал большей активности от московских объединений работодателей.
Студент Российской правовой академии Министерства юстиции Российской Федерации, член правительства дублёров Алексей Галкин предложил ввести в правовое поле механизмы влияния на работодателей, право субъекта на квотирование иностранной рабочей силы, гарантий молодому рабочему, основанных на системе трудового контракта, социального партнерства, предусматривающего сотрудничество предприятий с образовательными учреждениями в сфере подтоговки и переподготовки кадров. А.Галкин считает, что в трудовом законодательстве есть все предпосылки для развития целевого контрактного обучения, при котором работодатель будет знать, что получает нужного работника по своему собственному заказу и за свои деньги.


Первый заместитель мэра Москвы, руководитель строительного комплекса столицы Владимир Ресин выразил готовность построить за счёт строительного комплекса двадцать образовательных центров в области получения строительных рабочих специальностей. 10 центров он призвал построить за счёт бюджета, доведя их общее количество до сорока. Ю.Лужков одобрил это желание, отметив, что все центры должны размещаться в «шаговой доступности», то есть в черте города, а не в Люберцах и Домодедове, как первоначально предлагал В.Ресин.


Первый заместитель мэра Москвы в правительстве Москвы, руководитель социального комплекса столицы Людмила Швецова выразила надежду, что программа «Рабочие кадры» на 2008-2010 гг. существенно исправит ситуацию с профессиональным образованием в городе.


«Но вопрос подготовки кадров – лишь производная от комплексной программы по обеспечению потребностей рынка, которая у нас еще не проработана», - заметила она. По ее мнению, следует предпринять комплексное исследование потребностей рынка труда с учётом демографии, миграционной политики. Принятые недавно городские программы развития гостиничного комплекса, цветочного оформления и ЖКХ не имеют подпрограмм подготовки кадров.
Поэтому во главе стратегического планирования развития профессионального образования должен встать, по мнению Л.Швецовой, Департамент экономического развития столицы.


Подводя итог, мэр Москвы Ю.Лужков выразил мнение, что в столице должна быть разработана отдельная городская программа участия крупных фирм и предприятий в профессиональном образовании.


По словам Ю.Лужкова, в Москве 26 центров профессионального образования до сих пор заняты «непонятными учреждениями», которым, согласно закону, давно пора освободить занятые помещения.
Прогрессивной мерой Ю.Лужков считает введение квот на работу в Москве иностранных специалистов. По его мнению, квоты прежде всего служат самим мигрантам, гарантируют им определенный уровень социальных услуг, медицинского обслуживания, контроль заработной платы.


Ю.Лужков назвал систему, сложившуюся в Москве, «пирамидой наоборот»: чтобы осуществлять нормальное функционирование экономики, пропорция инженеров, разработчиков, технологов и рабочих должна быть прогрессирующей. «Сегодня вузов в Москве в два с половиной раза больше, чем профтехучилищ!» – отметил мэр.


По его мнению, надо жёстче работать с нормативно-правовым обеспечением профессионального образования. Если понадобится, следует выйти и на уровень федеральной власти.
«Проблема рабочих кадров – не проблема бизнеса, как стараются нам внушить в последнее время. 265 тысяч субъектов малого и среднего бизнеса, которые сейчас двигаются в сторону реального сектора экономики, не могут обеспечить себя кадрами. Какие школы могут организовать предприятия, в которых работают по сорок-пятьдесят-шестьдесят человек?» – заметил Ю.Лужков.


Он выразил недовольство тем, что энергетики столицы, представители гостиничного бизнеса, транспорта, связи, торговых структур недостаточно инициативны в проведении в жизнь программы подготовки профессиональных кадров.


«Мы решаем общегосударственную проблему, и, следовательно, на программу подготовки профессиональных кадров найдём и требуемые 2, 5 млрд рублей через оптимизацию бюджета!» – заявил мэр Москвы.


Просматривая предоставленную на утверждение программу, он заявил, что она нуждается в доработке: из 50 училищ, подготовленных к реконструкции, в 45 случаях реконструируются столовые, в 12 – спортзалы, и лишь в двух – учебная база. Основным объектом, по мнению Ю.Лужкова, должна быть именно учебная база, - новейшее обрудование, компьютеры.


Также следует уделить в программе особое место профессиональной подготовке инвалидов, в том числе «тяжелых». Из 473 инвалидов, задействованных в программе подготовке профессиональных кадров, 400 уже нашли себе работу, а некоторые закончили вузы. Такие программы позволяют инвалидам не чувствовать себя изгоями - напротив, люди, страдающие различными хроническими заболеваниями, ощущают себя нужными обществу, резюмировал мэр Москвы.


Он отвёл разработчикам программы 15 дней на её доработку и представление на окончательное утверждение.

Оставьте ваше сообщение:
Ваше имя:
Ваш e-mail:

Бронирование гостиниц в Москве2009-2024 год © moscow-russia.ru