Москва, Россия, 25 апреля 2024 года

О состоянии внутреннего водного транспорта в Москве

О состоянии внутреннего водного транспорта в Москве

( ИЗ КОНЦЕПЦИИ ГОРОДСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ СОЗДАНИЯ СИСТЕМЫ ИНТЕРМОДАЛЬНЫХ ПАССАЖИРСКИХ ПЕРЕВОЗОК В ГОРОДЕ МОСКВЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ВНУТРЕННЕГО ВОДНОГО ТРАНСПОРТА)

Внутренний водный транспорт является одним из старейших видов транспорта, обслуживающих город Москву. Наиболее значительное развитие
внутренний водный транспорт города Москвы получил с окончанием строительства канала имени Москвы, введенного в эксплуатацию в 1937 году. Создание Единой глубоководной системы европейской части страны превратило Москву в "Порт пяти морей" и связало ее водными путями с Севером, Уралом, югом России и зарубежными странами, расположенными в бассейнах Балтийского, Северного, Белого, Каспийского, Черного и Средиземного морей.
После реорганизации Московского речного пароходства, осуществлявшего все виды транспортных функций на территории Московского бассейна, возник ряд организаций, характеристики которых, с точки зрения возможности использования для организации интермодальных пассажирских внутригородских и пригородных перевозок водным транспортом, приведены ниже:
ОАО "Московское речное пароходство" (далее МРП) является основным речным грузовым оператором для города Москвы. Основными грузами являются нерудные минерально-строительные материалы, в меньшей степени, каменный уголь. На долю ОАО МРП приходится наибольшее количество судов, зарегистрированных в Московском бассейне - 307 ед. или 29, 9%. Среди них крупные пассажирские суда, принадлежащие дочерним предприятиям МРП, или находящиеся в лизинге, которые осуществляют туристические рейсы по водным путям Европейской части России.

ОАО Северный порт" принимает и обрабатывает все виды судов, работающих на акватории Единой глубоководной системы России, играет важную роль в обеспечении песком, щебнем, солью и другими грузами предприятий города Москвы. Порт с железнодорожной сетью не связан.
ОАО "Южный речной порт". К причалам порта могут подходить суда грузоподъемностью до 2 тысяч тонн. Порт осуществляет переработку и хранение песка, щебня, угля, зерна, соли и генеральных грузов.
Добывает и перевозит большое количество песка, выполняет кооперированные работы с железнодорожным и автомобильным транспортом.
Имея разветвленную сеть внутрипортовых железнодорожных путей, вплотную примыкающих к станции "Москва - Южный порт" Московской железной дороги, Южный речной порт играет большую роль в обслуживании предприятий и организаций города.
ГУП "Московский Западный порт" осуществляет переработку и хранение нерудных минерально-строительных материалов, добычу и перевозку значительного количества песка, обеспечивает грузами предприятия строительной индустрии. Порт имеет подъездные и внутрипортовые железнодорожные пути, связывающие его со ст. Фили Московской железной дороги, может принимать все типы судов, работающих на акватории Единой глубоководной системы России, выполняет кооперированные работы с железнодорожным и автомобильным транспортом.
ОАО "Пассажирский порт", изначально созданный, как предприятие для осуществления внутригородских и пригородных пассажирских перевозок на акватории реки Москвы и частично на акватории канала имени Москвы, в настоящее время выполняет эти функции в минимальной степени водоизмещающими судами пр. 544 "Москвич" (пассажировместимостью 75 чел.), пр.Р51Э "Москва" (пассажировместимостью 243 чел.) и одним судном на подводных крыльях пр. 340 "Ракета" (пассажировместимостью 64 чел.) В большей степени предприятие сосредоточилось на организации туристических и экскурсионных перевозок собственными и арендованными судами, выполнении комплекса технологических операций по обслуживанию транзитного пассажирского флота. В состав ОАО "Пассажирский порт" входят Московские Северный и Южный речные вокзалы. Предприятие располагает ремонтной базой для технического обслуживания и ремонта флота в Нагатинской Пойме с судоподъемным устройством.
ОАО "Московский судостроительный и судоремонтный завод" до начала
рыночных реформ являлся основным предприятием Московского бассейна по строительству пассажирских судов, изготовлению и ремонту судовых машин и механизмов, а также сменно-запасных частей для различных типов и видов флота. Он был одной из крупных баз зимнего отстоя и ремонта судов пассажирского, грузового и технического флота, эксплуатирующегося в Московском бассейне. В настоящее время завод осуществляет строительство элитных частных яхт.
ОАО "Хлебниковский машиностроительный и судоремонтный завод" находящийся в г. Долгопрудный Московской области изначально предназначался для технического обслуживания и ремонта флота, эксплуатирующегося в Московском бассейне, в том числе крупных пассажирских судов, грузовых теплоходов грузоподъемностью до 2000 тонн, буксирных и несамоходных судов. В настоящее время завод прекратил свое существование, как промышленное предприятие, и в последние годы старается сосредоточиться на предоставлении услуг по отстою маломерного флота. Внутригородскими и пригородными пассажирскими перевозками ОАО "Хлебниковский машиностроительный и судоремонтный завод" не занимается и необходимым для этого флотом не располагает.
Кроме указанных предприятий в Московском регионе зарегистрировано
440 судовладельцев. Существенное значение имеет флот ФГУП "Канал имени
Москвы", поддерживающий надлежащие судоходные условия на внутренних
водных путях Московского бассейна, (20, 8%) и флот Государственного учреждения подводно-технических, аварийно-спасательных и судоподъемных работ на речном транспорте "Подводречстрой", выполняющий специальные работы для Москвы и других регионов России.
Из остальных собственников - 32 имеют более 4 ед. судов, 67 судовладельцев - 2-3-судна, 341 судовладелец имеет по 1 судну. Многие судовладельцы занимаются оказанием услуг ресторанно - экскурсионного характера на воде.
Реформы 90-х годов двадцатого века привели к деградации и частичному развалу системы водного транспорта Московского бассейна.
Минимизировались перевозки генеральных грузов и контейнерные перевозки. Снизился объем перевозок минерально-строительных грузов.
Были очень сильно сокращены пассажирские перевозки скоростными судами на подводных крыльях. Практически исчезли внутригородские и пригородные пассажирские перевозки, включая переправы. Произошла замена пассажирских перевозок водным транспортом предоставлением услуг туристического и ресторанно - экскурсионного характера на воде.
Сохранение структуры московского внутригородского и пригородного
пассажирского водного транспорта на перспективу в том виде, в котором
она существует сегодня, не отвечает потребностям развития мегаполиса.
Она не может в необходимой степени обеспечить жителей и гостей города
транспортными услугами.

Оставьте ваше сообщение:
Ваше имя:
Ваш e-mail:

Бронирование гостиниц в Москве2009-2024 год © moscow-russia.ru