Павелецкий вокзал
Перед строительством Павелецкого вокзала долго выбиралось
его будущее место, причем в обсуждении участвовали Московская Городская управа,
Министерство путей сообщения и Общество Рязанско-Уральской железной. В итоге
специальная комиссия решила выбрать место на Кожевники на юго-востоке Москвы.
Рязанско-Уральская железной дороге пришлось выполнить некоторые обязательства
по благоустройству окружающей территории, получив участки земли под станцию. Их
обязали построить над Серпуховским шоссе путепровод, и стать участниками
перестройки моста через Водоотводный канал и обустроить площадь перед
пассажирским зданием.
Первоначально вокзал на на линии Павелец-Москва назывался Саратовским, по имени
города Саратова, который был крупнейшим узлом сети дорог Общества
Рязанско-Уральской дороги. Здание нового вокзала выглядело изящно и было удобным.
Его построили из кирпича на бутовом фундаменте.
После открытия вокзала жизнь на окружающих его улицах заметно оживилась. На
привокзальной площади появились каменные дома, магазины, трактиры, гостиницы. К
вокзалу была проведена конка, а позже трамвай. Недалеко от вокзала разместился
Зацепский рынок, который считался самым дешевым в Москве.
Павелецкий вокзал очень хорошо вписался в облик городской
площади. Именно по этой причине, когда в начале 80-х годов началась генеральная
реконструкция, к проекты были предъявлены очень высокие требования. Необходимо
было обеспечить современные удобства пассажирам, и параллельно решить непростую
градостроительную задачу. А именно, сохранить облик московской площади,
оставить узнаваемым её силуэт, отложившийся в памяти москвичей.
Архитекторы, работающие на реконструкции – А. Гурков, С. Кузнецова и А.
Воронцов, выполнили главную задачу ив основном сохранили стиль прежнего здания.
Открытие обновленного вокзала состоялось 3 ноября 1987 года. Новый вокзал
превысил старый в шесть раз по объему и в четыре по пропускной способности,
стал значительно удобнее и комфортнее.
Если посмотреть на здание вокзала со стороны площади, то оно кажется
одноэтажным. Но на самом деле в нем находятся три уровня пассажирских
помещений, технический этаж и новейшие системы обслуживания.
Что интересно, Павелецкий вокзал некоторое время после постройки в документах
именовался «Саратовским», а привокзальная площадь — «Саратовской». Во многом
это было связано с тем, что Рязанско-Уральскую дорогу в процессе её расширения
через Саратов связали с Астраханью, Нижним Поволжьем.
Так же слева от вокзала построили Павильон-музей. Поэтому с 1941 по 1992 год
площадь перед вокзалом называлась Ленинской в память о данном событии.