Москва, Россия, 12 декабря 2024 года

Семикратное превышение скорости звука

Семикратное превышение скорости звука

О том, как работает участок "открытого" космоса на территории "закрытого" института - в репортаже Василия Мальцева.


На испытаниях она выпрыгивает как чёрт из табакерки, но это не для эффекта. Так имитируется вход в верхние слои атмосферы. Точно знать, что ждёт ракету в космосе, это то, чем занимаются специалисты ЦАГИ.

Носитель, как детский конструктор, можно будет собирать из одинаковых модулей. Их максимальное количество - пять у тяжелой ракеты, три - у средней, один - у легкой. Причём, они будут запускаться с одного старта. На Байконуре, например, под каждый тип носителей свой старт, то есть это ещё и экономия. Одним комплексом будут решаться задачи целого космодрома. Новая форма ракетоносителя - это и новые сложности.

"Могут возникать такие забросы где-то за счёт взаимодействия аэродинамических потоков, забросы по тепловым потокам, по нагрузкам. И нужно быть уверенным, что с этой ракетой всё будет в порядке", - объясняет Александр Филатьев, руководитель программы аэрокосмических исследований Центрального аэрогидродинамического института имени Н.Е.Жуковского.

Самая большая в Европе гиперзвуковая труба Т-117, на самом деле, тоже целый комплекс. Здесь "нагружали", "обдували" и "нагревали" всё, что даже лишь теоретически могло отправиться "бороздить просторы Вселенной". Три ангара, каждый размером с пятиэтажный дом. В одном - испытательная установка, в двух других - насосы. Сначала создается вакуум, а уже потом на испытуемый объект гонится горячий воздух. Температура внутри трубы - три тысячи градусов по Цельсию. Скорость потока в семь раз превышает скорость звука. И это не космос?!!

"Это всё-таки не Космос! Мы моделируем здесь не космический полёт. Прежде чем аппарат попадает в космос, он должен пройти всю атмосферу. И собственно все основные нагрузки, все основные проблемы возникают в первую очередь не в Космосе, а именно на этапе выведения", - Иван Егоров, заместитель директора ЦАГИ имени Н.Е. Жуковского по гиперзвуковым летательным аппаратам и фундаментальным исследованиям, член-корреспондент РАН.

Вот этот самый сложный этап выведения в верхние слои атмосферы сейчас и проходят в ЦАГИ. Испытания ведутся практически без перерыва. На подготовку каждого уходит по три часа, а само действо длится всего три секунды.

Потом расчёты и снова дело - труба. Лётные испытания "Ангары" лёгкого класса должны быть начаты уже в 2010-м году. Но знаменитое - "Поехали!" - в ЦАГИ звучит ежедневно. Традиция.

Оставьте ваше сообщение:
Ваше имя:
Ваш e-mail:

Бронирование гостиниц в Москве2009-2024 год © moscow-russia.ru