Москва, Россия, 24 июля 2017 года

Связь в московском метро

Связь в московском метро

Метро есть во многих крупных городах мира. Запруженные машинами дороги не страшны тем, кто едет под землей. Огромное количество людей ежедневно пользуется услугами московского метрополитена. Более 85% жителей города и гостей столицы предпочитают ездить именно в метро, поэтому операторы сотовой связи уже пять лет пытаются обеспечить связью таинственные подземелья мегаполиса.

Как все начиналось

Еще несколько лет назад, заходя в метро, вы оказывались полностью отрезанными от внешнего мира. Мобильные телефоны под землей не работали. Строительство сотовых сетей в метрополитене началось только в 1999 г. И новатором в этой области стал «Мегафон» (тогда — «Северо-Западный GSM»), снабдивший связью несколько станций петербургской подземки. В начале 2000 г. в московское метро пришли МТС, а в 2002 г. — «ВымпелКом» (торговая марка «Билайн»).

К концу 2005 года МТС планируют «опутать проводами» 100 станций столичного метро — стратегия компании заключается в том, чтобы запускать линии одну за другой. Сейчас сеть МТС полностью обеспечила связью Сокольническую линию, следующей на очереди будет Замоскворецкая. Она пока охвачена не до конца, связь работает только на участке от «Динамо» до «Речного вокзала».

В регионах происходит то же самое — МТС работают в метро Санкт-Петербурга, Екатеринбурга и Новосибирска, а также в столицах Украины и Белоруссии. «ВымпелКом» несколько отстает от конкурента — оператор охватил около 70 станции московского метро. В отличие от МТС он делает точечное покрытие отдельных станций на разных ветках метро. Но пока связь в тоннелях встречается крайне редко, и обычно где-то на середине пути между станциями разговоры абонентов прерываются. До конца года компания планирует покрыть сетью все станции в пределах третьего кольца. А вот «Мегафон» только спустился в московское метро — сейчас его сеть охватывает 30 станций, а до конца года связь должна появиться на всех пересадочные узлах Кольцевой линии. Зато в Санкт-Петербурге и Самаре «Мегафон» полностью «мобилизовал» метро. Пока же оператор просчитывает стоимость освоения подземки в Новосибирске, а также прокладки кабеля в тоннелях Санкт-Петербурга.

Впрочем, в метро спустились не только сотовые операторы. Московский альтернативный оператор «Комстар — Объединенные Телесистемы» сейчас тестирует три точки беспроводного доступа в интернет по технологии Wi-Fi на пересадочных станциях «Театральная» — «Охотный ряд» — «Площадь революции». Компания рассчитывает, что эти услуги заинтересуют пользователей КПК и смартфонов, которые смогут смотреть электронную почту, скачивать книжки и играть в сетевые игры, не выходя из метро.

Сотовая подземка

Связь в метро должна быть устойчивой. Именно поэтому, спускаясь в подземку, легко заметить белые квадратики антенн базовых станций, которые расположены на своде эскалатора и в межстанционных переходах. На станциях тоже есть такие квадратики из белого пластика, но их стараются замаскировать, чтобы они не портили общий архитектурный облик. Правда, наличие таких волшебных плашечек еще ни о чем не говорит — посмотрите на дисплей своего сотового телефона и убедитесь, что он ловит сеть, ведь антенны могут принадлежать совершенно другому оператору сотовой связи.

Операторы строят станции по-разному. Иногда базовые установки ставят на каждой станции, а можно установить одну на несколько станций. В любом случае, такие БС соединяют скоростными линиями связи с контроллером и коммутатором, которые и управляют сотовой сетью. Сложность размещения оборудования связана с тем, что места для различных операторских «железяк» не очень много — изначально планировка помещений метрополитена не была рассчитана на размещение такого количества техники и компьютеров.

Монтажные работы проводятся столь неспешно еще и оттого, что «свободными от пассажиропотока» станции бывают не более 3-4 часов в день. Кроме того, установка антенн и монтаж дорогостоящего оборудования (стоимость «телефонизации» каждой станции обходится оператору в $40-100 тысяч в зависимости от величины и мощности комплекса связи) — процесс крайне трудоемкий и практически ювелирный. Этим занимаются только высококвалифицированные технические специалисты, имеющие большой опыт подобной работы.

Строительство сотовой сети в метро — дело достаточно сложное. Здесь, как в бетонном бункере — радиосигнал не распространяется далеко, его «глушат» тоннели, разноуровневые станции, длинные эскалаторы. При установке приходится использовать специальное оборудование, большое количество антенн (на станции или пересадочном узле их может быть несколько десятков) и сотни километров соединительных кабелей. К примеру, при проектировании участков метросети «Билайн» использует многоканальные станции, обслуживающие несколько станций метро, сигналы к которым доставляются с помощью радиочастотных и волоконно-оптических кабелей и распределенной антенной системы. МТС используют излучающий кабель для обеспечения связи в туннелях — это помогает организовывать покрытие длинных и непрямых перегонов. «Билайн» применяет вынесенные внутрь тоннелей двунаправленные антенны с высоким коэффициентом усиления. А «МегаФон» использует технологии радиопокрытия подземных сооружений на базе волоконно-оптических ретрансляторов LGP Allgon (Швеция) — это решение представила компания RayCom Wireless. В итоге устойчивая мобильная связь доступна абонентам на самих станциях, на эскалаторах, в переходах и на прилегающих к платформам участках тоннелей. Интересные технические решения позволяют обслуживать с помощью одной базовой станции сразу несколько станций метро. При этом емкость сети может перераспределяться в зависимости от нагрузки на том или ином подземном участке.

Качество связи в метро хорошее, уровень сигнала базовой станции почти всегда выше, чем на поверхности, ведь расстояние от трубки до передающих антенн в метро заметно меньше.

Единственное, что способно помешать разговору — это шум поездов. Во время перехода между станциями возможно и перемещение из соты в соту (передача абонента от одной базовой станции к другой). В этот момент связь ухудшается, после чего возвращается к исходному качеству.

Еще несколько лет назад организация связи в метро была убыточной — это объяснялось небольшим количеством «телефонизированных» станций. Однако в настоящее время ситуация начала выравниваться — абоненты принимают новые возможности с удовольствием, и поэтому доходы растут — в основном, конечно, от передачи данных и особенно от SMS. Кроме того, какой бы оператор ни обеспечивал покрытие на данной конкретной станции, абонент любой сети GSM при необходимости может позвонить в службу спасения.

Оружие террориста

Но не будем забывать, что мобильные телефоны можно использовать не только во благо. Самый распространенный ночной кошмар сотрудников специальных служб — это мобильный телефон, инициирующий работу детонатора для взрывчатки. Достаточно присоединить сотовый к самодельной бомбе и отправить определенную команду с помощью SMS или звонка. Думаю, не стоит рассказывать о том, что может сделать внутри тоннеля даже небольшой заряд тротила с поражающими элементами в виде металлических шариков. Именно поэтому в США полиция выключает мобильную связь в подземке при высоких уровнях террористической опасности. Другое дело, что в сотовом можно поставить срабатывание детонатора не от звонка, а по таймеру.

Дебаты о полезности связи в метро продолжаются до сих пор. Сотовые компании, разумеется, приводят доказательства, что таких терактов еще не было (взрывы в метро всегда совершали террористы-самоубийцы), а правоохранительные органы говорят, что мобильные телефоны в таком случае станут «дешевыми и эффективными детонаторами дальнего действия». Они же считают, что сотовая связь в туннелях и возможность отправки SMS не является насущной необходимостью, а вот вопросы безопасности должны быть превыше всего.

Стоит добавить, что до последнего времени именно из-за угрозы терроризма власти Лондона не давали разрешения на проведение сотовой связи в метро. Недавно лондонский мэр Кен Ливингстон заявил, что это решение будет пересмотрено, однако после серии терактов летом 2005 года телефонизация подземки снова оказывается под вопросом. По плану властей в лондонской подземке должны были появиться передатчики для работы сотовой связи, интернета и цифрового радио. Однако и либеральные демократы, и консерваторы опасаются, что новая технология развяжет руки террористам.

А в России сложилась несколько иная ситуация — в июле 2005 года мэр Москвы Юрий Лужков утвердил проект единой радиоинформационной сети метрополитена, которая будет охватывать 201, 8 км столичной подземки. Единая сеть Московского метрополитена разрабатывается в соответствии с федеральной программой антитеррористической защищенности метрополитенов России и предназначена для того, чтобы сотрудники милиции, спецслужб и метрополитена могли получить возможность прямых переговоров между собой и оперативно обмениваться информацией. Проще говоря, у дежурных, милиционеров и сотрудников спецслужб будут особые радиотелефоны, с помощью которых они смогут обмениваться информацией под землей в оперативном режиме. В этом году единой радиоинформационной сетью будут оборудованы семь из 11 линий метро. Предполагается, что на эти цели будет затрачено 685, 3 млн. рублей.

Notice: Undefined variable: spage in /home/morfo/data/www/moscow-russia.ru/discuss.php on line 56 Оставьте ваше сообщение:
Ваше имя:
Ваш e-mail:

Бронирование гостиниц в Москве2009-2017 год © moscow-russia.ru