Тибетская медицина в Москве
Количество тибетских целителей в Москве, кажется, уже
сравнялось с количеством «потомственных колдунов» и «белых магов». Идя на
встречу с одним из них, я обнаруживаю на небольшом отрезке Садового кольца
несколько заведений, предлагающих услуги тибетских врачей вперемешку с
«восточными благовониями» и «китайским чаем» - и следуют они буквально друг за
другом. Это увлечение пришло к нам, конечно, не вчера: new age с модой на все
умиротворяющее восточное - голливудский буддизм, йогу, Тибет, лам, кришнаитов,
мантры, медитации, зеленый чай и благовония - главное культурное поветрие конца
1990−х - начала 2000−х. Наибольшее распространение у нас, как и везде,
получили, естественно, два последних; впрочем, и длительные путешествия на
Тибет, и житие в буддистских монастырях как вариант современного эскапизма,
распространившегося среди столичной богемы, тоже часть new age. Между тем в
отличие от гадалок и колдунов тибетские врачи - продукт высокой древней
культуры, по крайней мере должны быть таковыми.
Надо сказать, что в центре «Белый лотос», где принимает мой доктор, чай и
благовония - только побочные продукты: чай подают пациентам, а благовониями
пахнет в его кабинете. Сам лама Ринчен Тензин уже более двадцати лет является
монахом древней традиционной тибетской религии Бон и сейчас входит в Совет
тибетских врачей, созданный при правительстве далай-ламы. В соответствующих
экзотических одеждах, красив, благообразен, доброжелателен, то и дело сверкая
даже не голливудской, а какой-то совершенно нереальной ослепительной улыбкой,
он терпеливо отвечает на все многочисленные вопросы.
- Сейчас в России столько тибетских врачей…
- Да, и многие из них, наверное, хорошие, но я хочу сделать предупреждение. Как
традиционно выглядит тибетский врач? Он в течение шести лет обучается в
монастыре, учится очень много - это очень сложная медицина, - а потом в течение
трех лет он вместе с учителем занимается практикой, осматривает пациентов, и
только после этого - через девять лет - он имеет право называться настоящим
тибетским врачом. Здесь, наверное, подобное обучение не так распространено, но много
людей, которые где-то поработали переводчиками у тибетских врачей, где-то
почитали книжки, узнали несколько лекарств и начали лечить людей. Поэтому нужно
точно знать, что человек является настоящим действующим тибетским врачом.
Неважно, мужчина он или женщина, китаец, американец или еще какой-то
иностранец, главное, чтобы он был настоящим врачом, был правильно обучен.
Я начал изучать медицину с пятнадцати лет, учил до двадцати пяти и продолжаю
учить сейчас, и до сих пор мне приходится заглядывать в книги, когда бывают
пациенты, которым сложно поставить диагноз.
- А что такое настоящая тибетская медицина?
- Истинная тибетская медицина возникла четырнадцать-шестнадцать тысяч лет назад
в легендарном государстве Шанг-Шунг, о существовании и местоположении которого
ученые спорят до сих пор, в традиции религии Бон; буддизм появился только
потом, много веков спустя. Основания тибетской медицины изложены в священном
тексте, который называется «Чжуд-Ши». И до сих пор именно по нему проходит
традиционное обучение, и множество мудрецов в прежние времена и сейчас писали и
пишут к нему комментарии. Есть много школ, где до сих пор изучают медицину в
традиции Бон, например в Индии - я сам из монастыря на севере Индии. Есть Совет
тибетской медицины, штаб которого находится в Индии, и я тоже в нем состою.
- Скажите, пожалуйста, а почему вы стали заниматься медициной?
-Я ничего не выбирал, я жил этим с самого раннего детства - мой отец, дед, дядя
были врачами, с детства я получал эти знания. Медицине нужно учиться с целью
помочь всем живым существам, и медицину можно изучить только таким образом.
- Жители больших городов и жители Тибета ведут совершенно разный образ жизни -
есть ли разница в подходе к лечению тех и других?
- В тибетской медицине все человеческие недуги делятся на болезни жара и
болезни холода - и, соответственно, есть два вида лекарств: если болезнь горячая,
то лекарства нужно принимать холодные, и наоборот. Еще очень большое значение
имеет образ поведения и образ питания. Российская и тибетская пища очень похожи
- люди в Тибете, так же как и в России, не добавляют в еду много специй, мы
едим одинаковые виды мяса, не считая конины, которая очень популярна в Тибете.
И там и тут едят много тяжелой, маслянистой, жирной пищи - в Тибете даже чай с
маслом, из-за этого много проблем с давлением. Но жители больших городов едят
еще и много концентратов и полуфабрикатов, много различных искусственных
добавок, которые впоследствии вызывают несварение и всякие болезни.