Торговые центры заманивают москвичей кинотеатрами
Конкуренция с онлайн-магазинами вынуждает девелоперов торговых центров придумывать даже в ущерб себе все новые развлечения в ТЦ для привлечения клиентов, чтобы поход за покупками превращался в семейный отдых. Как выяснили в компании Jones Lang LaSalle, самой любимой приманкой у девелоперов являются кинотеатры, которые работают в 70% торговых центров.
В ближайшие три года их число в Москве увеличится с 39 до 50. А вот игровые автоматы в ТЦ теряют свою популярность.
Согласно новому отчету "Давайте повеселимся!", опубликованному компанией Jones Lang LaSalle (JLL), пока Москва отстает от северной столицы по количеству развлекательной инфраструктуры в ТЦ: развлекательная составляющая присутствует в 70 и 78% торговых центрах Москвы и Санкт-Петербурга соответственно. При этом доля развлечений по объему торговых площадей в торговых центрах Москвы и Санкт-Петербурга составляет 10 и 15% соответственно.
Как отмечает старший аналитик отдела исследований компании Jones Lang LaSalle в Санкт-Петербурге Вероника Лежнева, с точки зрения присутствия в качественных торговых центрах различных профилей развлекательных арендаторов Санкт-Петербург опережает Москву по некоторым позициям - например, кинотеатр, боулинг и бильярд. "В то же время в сегменте детских развлечений пока наблюдается отставание, о чем косвенно свидетельствует и невысокая активность федеральных игроков на петербургском рынке", - говорит она.
Самые распространенные
Развлечения в той или иной форме являются частью концепции торгового центра.
Помимо развлечений, представленных в формате различных мероприятий (музыкальное
сопровождение, сезонные декорации, центральный молл с периодическими показами
мод, концертами или праздниками), важную роль играют и развлекательные
операторы - арендаторы торгового центра. Наиболее распространенный формат
развлекательного сегмента - кинотеатр. Среди других развлечений являются
боулинг и бильярд, парки развлечений и аттракционы, а также тиры, рекреационные
центры и выставочные залы, игровые комнаты для детей. Придирчивой столичной
публике все больше нравятся ледовые катки и роллердромы.
Однако в последнее время развлечения становятся похожими друг на друга и возникает необходимость чего-то нового. Чтобы конкурировать на российском рынке, ТЦ помимо классического набора развлекательных операторов начали предлагать уникальные развлечения - колесо обозрения, башня падения, тематические детские парки развлечений.
Нет жизни без кино
Как говорится в отчете, жители двух столиц предпочитают кино другим видам
развлечений в силу его доступности: кинотеатры в России популярнее, даже чем в
некоторых других странах. В итоге многозальные кинотеатры (мультиплексы)
остаются самым популярным арендатором в торговых центрах (ТЦ), занимая более
половины развлекательных площадей в ТЦ Москвы и Санкт-Петербурга. Кинотеатры
представлены примерно в половине московских ТЦ (из существующих 79 проектов) и
53% (из существующих 40 проектов) ТЦ Санкт-Петербурга. Они обычно открываются
не только в крупных региональных и супер-региональных ТЦ, но и в сравнительно
небольших ТЦ. К примеру, в ТЦ "Варшавский", "Калужский" и "БУМ"
в Москве, а также "Ульянка", "Капитолий" и
"Атмосфера" в Санкт-Петербурге.
В Европе этот показатель значительно выше - составляет почти 80% существующих объектов. Правда, в Европе уже наблюдается спад интереса к кинотеатрам со стороны девелоперов. Это отчасти объясняется уровнем доходности от размещения кинотеатров, которая из-за арендных ставок остается одной из самых низких среди арендаторов ТЦ. Что касается Москвы, то почти 70% открытых здесь в 2009–2010 годах ТЦ имеют в своем составе кинотеатры. Практически все строящиеся торговые центры, за исключением двух аутлетов - Fashion House Outlet Moscow и Outlet Village "Белая Дача", планируют открыть у себя кинотеатры, что увеличит их число в торговых центрах Москвы до 50 в ближайшие три года.
Обычно мультиплексы выполняют функцию якорных арендаторов: располагаясь на верхних этажах, кинотеатры привлекают туда посетителей и таким образом увеличивают посещаемость соседних магазинов. Это позволяет арендодателям запрашивать более высокие ставки на площади, соседствующие с кинотеатром, по сравнению с другими площадями на этом этаже, которые обычно не так популярны у арендаторов в силу невыгодного расположения на верхних этажах. А для самих кинотеатров арендные ставки невысоки в силу большой арендуемой площади и инвестиций в оборудование и отделку. Расположение кинотеатров в ТЦ позволяет оператору сэкономить время и деньги за счет отсутствия необходимости получения разрешений, процесса строительства и сдачи в аренду зон фудкорта.
Одного формата мало
Как считает генеральный директор консалтинговой компании RRG Денис
Колокольников, популярность кинотеатров в нашей стране остается достаточно
высокой по сравнению с нашими европейскими соседями - у нас ходить в кино и
быть в курсе всех последних новинок этой индустрии считается хорошим тоном. "Однако
само наличие кинотеатра уже не считается столь неоспоримым конкурентным
преимуществом, как в тот период, когда кинотеатры в ТЦ только появились (такая
же участь постигла и боулинги). Сейчас у посетителей ТЦ куда более широкий
выбор. Тем более что основная доля кинотеатров в ТЦ - мультиплексы. Для
увеличения числа посетителей операторы ТЦ активно развивают 3D-форматы
(появилось много фильмов, снятых в этом формате), что привлекает посетителей в
кино", - говорит Колокольников.
Другая приманка для покупателей - формат IMAX. Однако технические требования к помещению (основное из которых - высота потолков) значительно ограничивают эту возможность в торговых центрах. Этот формат может быть популярен в новых проектах, что сейчас наблюдаются в Восточной Европе. Кроме того, с точки зрения посещаемости формат IMAX прибылен для ТЦ, так как ориентирован на платежеспособного клиента.
Также, по словам Колокольникова, сегодня на рынке набирает популярность
концепция "Транс-Форс", которая создана на базе разработок 3D, 4D и
5D технологий. Это суперсовременный комплекс развлечений, сделанный с
использованием самых актуальных компьютерных технологий. Он предполагает и
кино, и симуляторы с обучающими и развлекательными программами, и многое
другое.
В качестве примера JLL приводит проект АФИМОЛЛ Сити, в котором откроется
ультрасовременный кинотеатр с технологиями 4D и 5D. В кинотеатрах формата 4D
формат 3D сочетает визуальные и физические эффекты воды, воздуха, вибраций и
света. Правда, кинотеатры формата 4D и 5D еще не получили популярность среди
россиян и требуют подтверждения привлекательности.
Киноманы в торговых центрах
На сегодняшний день в торговых центрах Москвы насчитывается 39 кинотеатров, 239
залов на 41 771 место. Кинотеатры с одним залом обычно расположены в отдельно
стоящих советских зданиях (например, "Иллюзион" на Котельнической
набережной, "Первомайский" на Первомайской улице). Самым популярным и
часто встречающимся форматом кинотеатра в Москве является миниплекс. Самым
большим киноплексом сейчас является 16-зальный "КиноСтар Нью-Йорк" в
торгово-развлекательном центре (ТРЦ) "МЕГА Белая Дача". В марте 2009
"КиноСтар Нью-Йорк" открыл свой 16-й зал - цифровой кинотеатр IMAX.
Он был и остается крупнейшим мультиплексом по количеству залов в Москве.
"Coca-Cola IMAX КиноСтар" был вторым IMAX кинотеатром в Москве после
"Нескафе IMAX" в "Ашан Сити - Ленинградский" и стал первым,
оборудованным для цифровой проекции.
По мнению руководителя департамента торговой недвижимости Penny Lane Realty
Алексея Могилы, основная проблема кинотеатров в торговых центрах – низкая
прибыльность для девелоперов. "Арендные ставки у кинотеатров невысокие,
зато этот формат требует к себе особого подхода с точки зрения технологической
готовности - наличие особого шага колонн, высоких потолков, спецперекрытий и
т.д. Более того, зачастую посетители развлекательных центров приходят только в
кино и не особо тратят деньги в самих магазинах. И если, допустим, сам ТЦ,
вроде „Атриума“, закрывается в 22.00, а последний сеанс в кинотеатре начинается
в 23.00, собственнику приходится решать еще и проблемы по эксплуатации
ТЦ", - объясняет Алексей Могила.
Руководитель отдела маркетинга департамента консалтинга GVA Sawyer Владислав
Фадеев объясняет трудности совмещения развлекательного и торгового форматов на примере
галереи ТРЦ "Азовский" в Москве. "Он сейчас воспринимается как
развлекательный центр, но торговая галерея пустует", - говорит Владислав
Фадеев. По его мнению, крайне важно, чтобы развлекающая составляющая и торговая
галерея ориентировались на одну целевую аудиторию. Иначе синергетического
эффекта от совместного размещения не будет.
Женщинам - цветы, детям - мороженое
JLL обращает особое внимание на то, что большую часть решений о покупках
принимают женщины, поэтому важно удовлетворить их потребности в местах шопинга.
Очень часто это сопряжено с необходимостью удовлетворить потребности детей,
когда они сопровождают родителей в шопинг-турах. Игровые зоны и детские
развлекательные парки - важная группа арендаторов торговых центров в Москве и
Санкт-Петербурге. Они позволяют взрослым совместить семейный отдых и шопинг.
Около 96% арендаторов профиля детских развлечений - это детские развлекательные
парки, остальные 4% - это игровые комнаты и площадки. Крупнейшие сети детских
развлекательных парков в Москве - Crazy Park (5 парков), "Стар
Гелакси" (3 парка) и "Игромакс" (2 парка). Уникальная концепция
детского парка развлечений Happylon представлена в московском
"Филионе".
В то же время только 16% московских и 25% ТЦ Санкт-Петербурга предлагают классические зоны развлечений с игровыми автоматами и аттракционами. "Дефицит развлекательной составляющей в ТЦ особенно виден на примере специализированных детских игровых. Таких мест мало в столице не только в торговых центрах", - комментирует Денис Колокольников.
Владислав Фадеев считает, что сегмент детских развлекательных центров сильно просел в кризис, так как именно эта социальная часть общества (семьи с детьми) наиболее остро почувствовала влияние кризиса. "С другой стороны, можно ожидать, что в ближайшие 7–10 лет именно детские центры (и вообще развлечения, направленные на семьи с детьми) станут одним из драйверов роста. А вот дальше наступит волна демографического спада", - предрекает эксперт.
Проблемы внедрения
"Наличие развлекательной составляющей в составе арендаторов стало правилом
для успешного ТЦ. Некоторые собственники и девелоперы недооценивают способность
развлечений, как уникальных, так и стандартных - типа кинотеатра, увеличивать
потоки посетителей. Порой даже кинотеатр является магнитом для посетителей, при
условии, что он открыт в районе, где их не хватает. В силу своих технических
характеристик и угрозы снижения привлекательности с течением времени уникальные
развлечения до недавнего времени были менее популярны среди девелоперов.
Ситуация уже меняется в противоположную сторону, и в ближайшем будущем
актуальность привлечения операторов уникальных развлечений будет увеличиваться,
как в Москве так и в регионах", - полагает руководитель отдела аналитики
рынка торговой недвижимости Jones Lang LaSalle Олеся Черданцева.
Как полагает Ольга Збруева, руководитель отдела по работе с клиентами ASTERA в альянсе с BNP Paribas Real Estate, развлекательный центр (РЦ) сам по себе не является панацеей для торгового центра, изначально не имеющего сбалансированной и экономически обоснованной маркетинговой концепции. "С точки зрения увеличения денежного потока развлекательный центр не является „дойной коровой“ объекта: занимая большие площади (например, РЦ с игровыми автоматами занимает от 500 до 700 кв. м, РЦ с кинотеатром, боулингом и другими развлекательными функциями может занимать до 4–6 тыс. кв. м). Ставка аренды для этого сегмента операторов относительно невысокая - в среднем от $90 до $200 за кв. м в год. Поэтому присутствие развлекательного оператора в ТЦ должно быть предусмотрено и сбалансировано", - считает Ольга Збруева. По ее мнению, прежде чем принимать решение о привлечении РЦ в качестве спасительного средства, собственнику ТЦ необходимо взвесить все аспекты: затраты на время ремонта помещения под РЦ (арендные каникулы) и объем арендных платежей, которые будет обеспечивать новый арендатор, а также тот эффект, который этот арендатор окажет (или не окажет) на повышение объема потока посетителей и на формирование спроса на торговые площади в этом ТЦ со стороны потенциальных арендаторов.