Тувинские виртуозы горлового пения дали концерт в столице
Горловое пение – уникальная техника, сама по себе завораживающая слушателя. Прибавив к ней харизматичных исполнителей, в совершенстве владеющих народными инструментами и умеющих грамотно преподнести музыкальное наследие предков, получаем группу «Хуун-Хуур-Ту» – квартет, который с радостью принимают у себя лучшие мировые сцены. Теперь тувинские исполнители привезли свою программу в Москву. Рассказывают «Новости культуры».
Сложно поверить, что так звучит голос без каких-либо компьютерных эффектов. Горловое пение – обязательный элемент тувинской народной музыки, как будто гипнотизирует зал. Участники квартета говорят – взрослому человеку научиться так петь практически невозможно: основы техники горлового пения закладываются в детстве.
«Это как раз такие “спящие связки” – так их называют, – говорит участник группы «Хуун-Хуур-Ту» Саян Бапа. – Фальшивые связки. Это физически другие мышцы работают на самом деле. В нашем случае они не спят».
Они поют о любви и дружбе, о героях и подвигах... Песни переходят из поколения в поколение, как и секреты изготовления инструментов. Игил – тувинский «прадедушка» виолончели, Дошпулуур – родственник банджо, хомус – «губная арфа». Для того чтобы оживить древнюю музыку, все должно быть сделано в точности так, как тысячу лет назад – струны из конского волоса, мембрана из змеиной кожи.
«Здесь кожа. Когда играешь, она вибрирует туда-сюда, дышит, – поясняет участник группы «Хуун-Хуур-Ту» Алексей Сарыглар. – Звук другой, здесь звук более натуральный, более мягкий, более живой».
Для музыкантов тувинский фольклор – не музейный экспонат, а живой развивающийся жанр. Участники группы чередуют древние песни с новыми, собственного сочинения, и даже импровизируют.
«Это прото-джаз, – считает Саян Бапа. – Потому что все садились, играли на разных инструментах 1000 лет назад. Такие же инструменты абсолютно как сейчас. Играли, импровизировали, одну песню, каждый вставлял свои куплеты. Свое осмысление этой истории».
В их песнях можно различить перестук конских копыт и свист ветра, подражание звукам дикой природы, отголоски древнего шаманства. Для музыкантов это – своеобразный поиск протомузыки, возвращение к тем временам, когда человек слышал не только себя, но и весь мир.