В Москве заработают речные эвакуаторы
Чиновники намерены бороться с несколькими десятками «сломанных» теплоходов, которые стоят вдоль берега Москвы-реки
В столице может заработать служба речной эвакуации, а Кожуховский затон должен превратиться в первую стоянку для речного транспорта вместимостью в сотню судов. Соответствующее предложение Московской ассоциации судовладельцев пассажирского флота (МАСПФ) поддержала Дирекция Московского транспортного узла. Об этом «Известиям» рассказал замглавы ведомства Александр Кахидзе. Пассажирским судам также хотят запретить пришвартовываться к причалам на длительный срок без оформления договора со столичными властями, а сами пристани снабдить охраной.
По словам Александра Кахидзе, предложение в качестве концепции может быть внесено в повестку дня ближайшего Координационного совета по развитию транспортной системы Москвы и области.
Президент МАСПФ Кирилл Евдокимов рассказал, что сейчас мест для стоянки пассажирских судов не хватает, в результате чего у причалов в центральной части Москвы-реки можно насчитать несколько десятков судов, которые порой месяцами стоят на одном и том же участке якобы по причине поломки.
— Если предложения одобрят на корсовете, то Кожуховский затон будет передан ассоциации и каждый ее член в рамках действующего законодательства сможет строить там причалы для себя, содержать территорию и акваторию, — пояснил Евдокимов. — На стоянке, по нашим расчетам, поместилось бы порядка 100 кораблей, то есть все те, что сейчас стоят вдоль центральной береговой линии Москвы-реки.
Также МАСПФ предлагает создать две новые службы, которые займутся охраной причалов и эвакуацией судов. Для этого, по словам Евдокимова, необходимо вносить изменения в московские нормативные акты. Он отметил, что сейчас владельцы кораблей пользуются тем, что в городе нет структуры, которая бы боролась со случаями нелегальной швартовки и проверяла бы на подлинность заявления о поломке. Так, по словам Кирилла Евдокимова, напротив Белого дома стоит сломанный пассажирский корабль, который около года никто не эвакуирует. По словам эксперта, «Гормост», в хозяйственном ведении которого находятся московские причалы, судится с нерадивыми судовладельцами, но судебные решения невозможно исполнять из-за отсутствия специальных речных эвакуаторов.
Евдокимов отметил, что убрать все «нелегальные» суда, которые сейчас находятся на Москве-реке, можно за 1–2 месяца с помощью одного эвакуатора. Например, в Западном речном порту несколько буксиров простаивают без дела.
— Проведение такой работы обойдется городу от 700 тыс. до 1 млн рублей, — отметил он.
Руководитель ГБУ «Гормост» Юрий Иванков подтвердил «Известиям», что проблема ложных поломок на Москве-реке действительно существует.
— Это уловки такие: мы сломались и стоим, — пояснил он. — Суда должны стоять в портах отстоя, к которым они приписаны. А наши причалы — временные.
Президент Национальной ассоциации судовладельцев Андрей Новгородский уверен, что вопрос с «нелегальными» стоянками судов надо решать «как можно быстрее» и что Кожуховский затон — оптимальное место для стояки.
— Это вписывается в концепцию борьбы с автохламом в городе, — пояснил он. — Убирают же по столице старые автомобили. Должен быть выработан и регламент по эвакуации судов.
Научный руководитель НИИ транспорта и дорожного хозяйства Михаил Блинкин отметил, что суда, которые швартуются нелегально, мешают работе дисциплинированных перевозчиков.
В то же время, по мнению юрисконсульта фонда «Институт экономики города» Дмитрия Гордеева, если служба речной эвакуации будет создана, необходимо будет определить и контролирующую эту сферу структуру, чтобы избежать случаев злоупотреблений.
Напомним, что ранее «Известия» сообщали о инициативе Минпромторга и Минтранса, разработавших программу утилизации, направленную на обновление речного пассажирского транспорта.
— Доклад, в котором говорится об этой мере, первый заместитель председателя правительства Аркадий Дворкович уже направил президенту, — сообщал собеседник издания. Суть программы, которую готовят в Минтрансе и Минпромторге, в том, чтобы создать судовладельцам такие условия, при которых им будет выгоднее не продолжать эксплуатировать старые теплоходы и не продавать их, а сдавать на металл, получая за это компенсацию, которая пойдет на приобретение нового судна аналогичного класса. Предполагается, что судовладелец не только получит новое судно, но и вложит таким образом деньги в отечественное судостроение, что также будет способствовать экономическому развитию отрасли.