Внутренний водный транспорт
Внутренний водный транспорт — один из старейших видов транспорта, обслуживающий Москву. В единую водно-транспортную систему города входят водные пути, порты, судоходные компании, а также судоремонтно-судостроительные предприятия и организации, отвечающие за перевозку пассажиров, безопасность судоходства и эксплуатацию водных путей. Водные пути Московского бассейна простираются от Москвы по каналу им. Москвы и р. Волге до Рыбинска и от Москвы по рекам Москве и Оке до Нижнего Новгорода и Калуги.
Пассажирские перевозки в бассейне р. Москвы осуществляет ОАО «Пассажирский порт», в состав которого входят московские Северный и Южный речные вокзалы, ремонтная база флота и пассажирские причалы. Компания «Пассажирский порт» организует туристические перевозки собственными и арендованными судами. Помимо прогулочных речных трамвайчиков, совершающих туристические и развлекательные экскурсии по Москве-реке в пределах столицы, с Северного и Южного речных вокзалов Москвы отходят суда круизного класса, на которых можно путешествовать по рекам России с заходом в порты многих старинных русских городов.
Основная речная навигация осуществляется с Северного речного вокзала, расположенного на берегу Химкинского водохранилища. Построенный в одно время с каналом имени Москвы в 1937 г. (арх. А. М. Рухлядев, В. Ф. Кринский, скульп. И. С. Ефимов и др., худ. Н. Я. Данько и др.), вокзал является памятником архитектуры и одним из символов Москвы. С этого вокзала отходят круизные суда как в короткие плавания «выходного дня», так и в долгие путешествия до Санкт-Петербурга, Соловецких островов, Перми, Уфы, Астрахани, Ростова-на-Дону, занимающие срок от двух недель до месяца. У гостей столицы наиболее популярны короткие маршруты с вечера пятницы по вечер воскресенья, которые позволяют интересно провести выходные. Возможные пункты маршрута: Дмитров, Конаково, Калязин, Тверь, Углич, Мышкин, Коломна, Константиново, Рязань. Большой популярностью пользуются также круизы из Москвы по Волге продолжительностью 5—7 дней. К таким маршрутам относят круизы в Ярославль, Кострому или Плес, конечный пункт зависит от длительности путешествия.
Здание Северного речного вокзала Москвы выполнено в форме огромного корабля, с высоким шпилем и широкой центральной лестницей. Шпиль увенчан звездой, которая в 1935—1937 гг. находилась на Спасской башне Московского кремля. Серп и молот инкрустированы уральскими самоцветами. Террасы вокзала украшают фонтаны «Север» и «Юг», символизирующие связь южных и северных водных путей Москвы. К вокзальному зданию примыкает парк. В здании вокзала расположен ресторан. Общая длина причалов вокзала 1, 5 км.
Южный речной вокзал расположен на левом берегу Нагатинской поймы вблизи Южного речного порта и станции метро «Коломенская». Он был построен в 1985 г. по проекту архитекторам А. М. Рухлядева, сменив временное здание, находившееся на противоположном берегу на дебаркадере с 1972 г. Двухэтажное здание вокзала выполнено из железобетонных конструкций и стекла и украшено башней со шпилем.
С Южного речного вокзала обычно отходит речной маршрут «Московская кругосветка» — один из немногих речных кольцевых маршрутов в мире, по которому ходят теплоходы с туристами. Общая протяженность маршрута около 2000 км и, в зависимости от количества стоянок, рейс может длиться от 8 до 11 дней. Уникальность этого маршрута в том, что теплоход идет по кругу и ни разу не проходит по одному и тому же участку дважды. Пункты на маршруте: Коломна, Константиново, Рязань, Касимов, Муром, Павлово, Нижний Новгород, Плёс, Кострома, Ярославль, Мышкин, Углич. Южный речной вокзал является начальной или конечной точкой своеобразного речного кольца, соединяющего Москву-реку, Оку и Волгу. Теплоходы начинают маршрут на Южном речном вокзале Москвы, а заканчивают на Северном (или наоборот).
Водные пути Московского бассейна, являющиеся частью внутренних водных путей России, закрыты для прохода иностранных судов. Все перевозки грузов и пассажиров осуществляются в настоящее время под российским флагом. Содержание водных путей и гидротехнических сооружений в Московском бассейне возложено на ФГУП «Канал им. Москвы» Министерства транспорта России.